Бурные события XX века, словно гигантский циклон, смешали массы людей, сорвав их с родных мест. Говоря по-буддийски, это кармический ветер играл судьбами, словно ворохом опавших осенних листьев, сметая и разметая их вновь и вновь. В этом неистовом круговороте складывались истории агинцев и иркутян, рождалось и укреплялось единство бурятского народа, сообщает газета «Буряад \нэн».
Орденоносец из Загатуя
В короткий период единой Бурят-Монголии в Приангарье оказалось немало выходцев из Забайкалья. Например, писатель Цокто Номтоев из Кижинги и журналист Циден Цибудеев из Бичуры. Также связал свою судьбу с Усть-Ордой агинец Бато Жабон. В Википедии он указан как один из двух самых известных людей из села Загатуй Баяндаевского района. Второй – это Андрей Урупхеевич Модогоев.
Бато Жабон
Уроженец Дульдурги появился там в начале 30-х годов в качестве учителя родного языка и географии. С 1935-го по 1937 гг. он работал завучем. А с 1937-го по 1954 гг. был директором Загатуйской средней школы.
За эти годы Бато Жаргалович стал легендарной личностью – замечательным педагогом и хозяйственником. В те годы школа имела подсобное хозяйство со своим скотом, коллектив заготавливал дрова и сено. Будучи человеком требовательным к себе и окружающим, он пользовался огромным авторитетом в Загатуе и за его пределами. Как говорится в официальной биографии Жабона:
«За добросовестный, самоотверженный труд, за умелую постановку учебно-воспитательного процесса в трудные военные и послевоенные годы Бато Жаргалович, отличник народного просвещения, в 1953 году награжден орденом Ленина».
Он ушел из жизни зимой 1955 года и остался навсегда в земле Загатуя и памяти ее жителей.
Семья Жаповых
Род Жаповой (Абашеевой) Надежды Васильевны берёт своё начало в улусе Укыр Балаганского уезда Иркутской губернии. К нему принадлежали звезда бурятского балета Пётр Абашеев, автор учебных пособий по бурят-монгольскому языку Данила Абашеев и ряд других известных деятелей образования и культуры Бурятии. Многодетная семья её родителей Василия Петровича и Анастасии Афанасьевны не сидела на месте. Надежда Васильевна родилась в 1938 г. в Тарбагатае в Бурятии, а закончила 7 классов в Хоринске. Не менее извилистый путь до встречи с ней прошел её будущий супруг Владимир Базаргуруевич Жапов, корни которого из села Хойто-Ага. Его родители были репрессированы и сосланы на запад Иркутской области. В ссылке он и родился на станции Зима. А встретились они и полюбили друг друга в селе Романовка Баунтовского района республики. Это было в 1963 году и спустя пять лет молодая семья переехала в Агинское.
Двадцать три года, с января 1969- го по май 1995 года, Надежда Васильевна отдала детскому отделению окружной больницы. Сначала работала сестрой-хозяйкой, а затем 19 лет старшей медсестрой. Это были бессонные ночи дежурств и борьбы за детское здоровье и жизнь, ответственность за отделение, наставничество над молодыми медсёстрами и многое другое, всего не перечислишь. Многие маленькие пациенты, став взрослыми, вспоминают Надежду Васильевну только тёплыми и добрыми словами благодарности. Её труд отмечен множеством почётных грамот, благодарностей, званий, знаков, значков и медали «Ветеран труда».
Она могла всецело отдаваться любимой работе, потому что у неё всегда был крепкий тыл, её семья. У них с Владимиром Базаргуруевичем двое детей и трое внуков.
Агинский зять
Валерий и Цымжидма Марказовы
Валерий Иннокентьевич Марказов родом из Бохана. В 1972 году он поступил на бурятское отделение филологического факультета ИГУ.
«В одной группе со мной училась девушка по имени Цымжидма, приехавшая из Аги, уроженка с. Догой, – вспоминает он. – Она очень понравилась мне и в 1973 году мы поженились. А через год родилась дочь Наталья».
Лучшим выпускникам в то время давали право выбора и молодые выбрали Агу. Будучи студентом, новоявленный агинский зять часто приезжал на родину своей Цымжидмы. Кстати, внучки Председателя первого сомонного Совета Забайкалья Будажаб Доржиева! Валерию Иннокентьевичу понравились её родственники, да и в целом пришёлся по душе округ. И в 1977 году он стал учителем русского языка и литературы в Ушарбае. Затем завучем. Директорствовал в Хара-Шибирской средней школе, попробовал себя в качестве партийного работника.
Но, в 90-е годы вернулся в образование. Затем трудился на разных должностях в администрации Могойтуйского района и в военкомате. Как положено майору в отставке и ветерану труда, он имеет множество регалий (грамот, знаков, медалей и званий). Из них самая любопытная: он судья Всероссийской категории по испытаниям племенных лошадей!
Супруга, Цымжидма Будажаповна, тоже даром времени не теряла. Учила детей математике, русскому языку и литературе в Догое, Ушарбае, Хара-Шибири и Могойтуе. Восемь лет была директором Могойтуйской вечерней школы. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, она ветеран педагогического труда.
Марказовы имеют троих детей и четверых внуков. «Пятый десяток лет живу и работаю на гостеприимной Агинской земле, – говорит ветеран. – Благодарен супруге и судьбе, что живу и здравствую среди родственников, земляков, друзей и коллег».
Студенческий роман на всю жизнь
Жаргал и Раиса Жигжитжаповы. (Жаргал Сунгрупович Жигжитжапов, первый заместитель главы администрации Агинского Бурятского автономного округа – начальник департамента финансов (2005-2008). Руководитель администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, заместитель председателя правительства края (2008- 2010)).
Раиса Васильевна: «Мы познакомились в институте. Его друг горел желанием познакомиться с моей подругой. И они с Жаргалом пригласили нашу комнату – четверых девчонок, в свою комнату в общежитии агрофака. Это было 2 октября на день работников сельского хозяйства. На стенах висели рисунки Жаргала, он пел под гитару и соло, и вместе с нами. У друга, к сожалению, с подругой ничего не получилось. Зато Жаргал Сунгрупович приобрел!
После этого он стал приглашать меня в кино, музеи. Я отказывалась по началу, но он был так настойчив! Хотя, на самом деле, выбирают не парни, а мы, девушки! Дружили весь 5 курс. Потом он уехал на полгода на военные сборы. А я в это время получила направление в Боржигантай в Могойтуйском районе. Устроилась, хорошо зарабатывала, но вот приехал Жаргал Сунгрупович и забрал меня.
Сватовство прошло в Улан-Удэ, а свадьбу сыграли в Судунтуе. Моих родственников удивило, что мужчины и женщины на ней сидели раздельно. Его родители – интеллигентные люди, никогда не вмешивались в нашу жизнь. Я у них младшая невестка. Когда мы приезжаем к ним, они укоряют нас: «Почему так долго не были?» И я принимаюсь за стряпню: домашнюю лапшу, пирожки и прочее. 38 лет прошло с тех пор! У нас двое сыновей и трое внуков. Участвую в делах Иркутского землячества в Аге. Хотя даже манера говорить у меня агинская! Теперь мои родственники говорят мне: «Ты так медленно тянешь слова. Уснуть можно!»
Александр Махачкеев
|