Звезда Алексея Бутунаева
«… Может быть среди бурят найдется желающий бороться со мной по-французски!?»
Этот клич надменно бросил зрителям после заключительного номера цирковой программы профессиональный цирковой борец и силач по кличке «Стальной борец». Он вояжировал в то время по Сибири и в один из своих приездов посетил Усть-Орду.
Желающий бороться нашелся, вернее, его нашли люди. Им был бурятский борец и силач Алексей Бутунаев. На следующий день «Стальной борец» после упорной схватки был припечатан к ковру на лопатки.
Это случилось осенью 1929 г. Вскоре Иркутское губернское почтовое управление выпустило небольшой серией открытки прославленного бурятского борца. Этот снимок воспроизведён с одной из почтовых открыток, найденной у одного из жителей села Ользоны в 1975 году.
Неизвестный герой
Имя Алексея Бутунаева малоизвестно бурятскому читателю, хотя есть книга о нем, и выходил ряд публикаций. Обладатель редкой богатырской силы, о которой ходили легенды, и прославленный борец бурятских сурхарбанов! Отчаянно смелый воин и сыщик, организатор первых колхозов, создатель семеноводческого хозяйства Бурятии и старшина команды бурятских лыжниц, совершивших знаменитый переход Улан-Удэ - Москва. В 1934 году он стал первым чемпионом Бурят-Монгольской АССР по стендовой стрельбе из охотничьего ружья «Зауэр». Он сочетал в себе совершенно разносторонние и ярко выраженные способности. Как ему удавалось всё это?
Непобедимый борец
С самого рождения Болхомон, а таким было его бурятское имя, был не таким как все. Грудь сосал с такой силой, что мать порой не выдерживала и стонала. В шесть месяцев он так лягнул пяткой четырнадцатилетнюю сестру Буралдай, что она упала, потеряв сознание. В 16 лет он получил свой первый приз за победу на Сурхарбане. Был 1922 год, а наградой стала тяжёлая конная косилка, которую он сам же и водрузил на арбу.
На следующий год он стал абсолютным чемпионом на первом аймачном Сурхарбане приангарских аймаков, который был организован в Усть-Орде в честь образования Бурят-Монгольской АССР. С тех пор не было ни одного человека, который мог бы превзойти в силе и ловкости Бутунаева.
Помимо виртуозного мастерства в бурятской национальной борьбе – б\хэ барилдаане, он обладал невероятной физической силой. Он запросто мог разломить стальную подкову, перебросить через ворота двухпудовую гирю, вязать в узел толстые гвозди, поднять лошадь, стальную полосу для тележных колёс и саней брал за конец и наматывал на кулак.
После победы над «Стальным борцом» Бутунаев стал профессиональным борцом на арене Иркутского цирка. Им выдавали талоны, и они могли даже поужинать в ресторане. В цирке он выступал два года, но в 1930 году врачи запретили ему бороться и поднимать тяжести из-за болезни сердца. Бурятский борец так и остался непобеждённым.
Красный командир
В 16 лет Алексей вступил в комсомол и создал ЧОН – отряд особого назначения. Братоубийственная гражданская война уже завершилась, но выстрелы продолжали греметь. Белые против красных, одни боролись за прежнюю жизнь, другие хотели переделать мир на свой лад.
Алексей мстил за отца, убитого колчаковцами. Одним из первых дел стала ликвидация бандита-одиночки Аркашки, грабившего проезжих. Бутунаев выследил его во время попойки с любовницей на берегу речушки.
Затем уже в составе кавалерийского эскадрона он три года гонялся за бандами Донского, Заманщикова, Развозжаева, Бакланова, Загорского и Кочкина. Общая численность их «головных» отрядов достигала нескольких тысяч человек, не считая мелких банд из одного-двух десятков человек. К весне 1926 года не пойманными остались банды Кочкина и штабс-капитана Загорского.
Однажды, выследив в тайге людей штабс-капитана, он первым вошёл в их землянку с двумя гранатами: «Руки верх! Вы окружены! Я - Бутунаев!» Арестованные бандиты выдали базу своего командира, и отчаянно защищавшийся Загорский был убит. Его любовница и соучастница бурятка Татьяна Ханхасаева, известная больше как «Атаманша», взяла на себя руководство остатками банды и продолжила борьбу. Позднее она была арестована и предана суду. Только беременность спасла её от расстрела, и Татьяна была сослана на 15 лет в ссылку.
Однажды, взвод Бутунаева встал на пути отряда Григория Кочкина. Банда неслась во весь опор, стреляя на скаку. Под ноги коней полетели гранаты. Оставшиеся в живых разбежались в разные стороны. Но одного из них Бутунаев успел выбить из седла выстрелом из карабина. Отряд Кочкина и он сам был ликвидирован в 1928 году с помощью внедрённого агента. А его подругу и сообщницу Нину Саламатову расстреляли. Так отгремели отголоски гражданской войны в Приангарье, на территории единой тогда Бурят-Монгольской АССР.
Косостепская операция
Для Алексея Бутунаева началась созидательная, очень трудная и, казалось бы, мирная жизнь. Он стал председателем коммуны, а затем колхоза в родном Загатуе. Все было внове, и теперь всё нужно было делать вместе: пахать, сеять, доить, косить и строить. У богача Исака Ертагаева, имевшего семь жён, забрали пять больших домов, в том числе и двухэтажных, под школу и клуб, а весь скот и земля перешли в собственность колхоза.
Эта беспощадная и жестокая конфискация не проходила безответно. В Мухоршибири, Косой Степи и на Ольхоне началось восстание. Отряды повстанцев насчитывали до трех тысяч человек, а на подмогу им спешила крупная группировка из Якутии. Зимней ночью в Загатуй ворвались вооруженные люди. Услышав в конторе крик «Спасайся!», председатель выскочил на улицу и прильнул к забору. Четверо мятежников рванули в сени. Ударом кулака, пробив висок караульного, Бутунаев вскочил на коня и ускакал в ночь.
Его назначили командиром сводного усть-ордынского батальона, выступившего в Косую Степь. Но разведчики отряда попали в засаду и понесли потери. Тем не менее, в лютый февральский мороз батальон окружил мятежников и перекрёстным пулемётным огнём уничтожил их. Командира повстанцев - бывшего чоновца Ижбанова, убил в перестрелке сам Алексей. Окончательно восстание было подавлено уже на Ольхоне. За косостепскую операцию маршал Василий Блюхер вручил Бутунаеву именное оружие: браунинг и офицерскую казачью шашку.
На пике
Бутунаев успел побывать сыщиком в милиции и рационализатором в колхозе. Он стал первым руководителем и создателем Госсортфонда, обеспечивавшего семенами сельское хозяйство республики. Бутунаев был в составе делегации Бурят-Монгольской АССР – участников Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1936 г. Но его нет на фото с руководством страны, в этот момент он покупал сапоги директору совхоза «Эрдэм» Агафонову. Зато он подарил Калинину узелок из двух гвоздей, скрученный им на глазах у всесоюзного старосты.
Алексей проявил себя и как спортивный промоутер во время организации республиканского Сурхарбана, а также во время легендарного пешелыжного перехода бурятских девушек Улан- Удэ – Москва. Он был старшиной команды. Прыгая с товарняка на попутки, где пешком, где на конях, обеспечивал лыжниц всем необходимым. Это был беспримерный подвиг наших девушек! Шесть тысяч сорок пять километров через всю страну! Но судьба и зигзаг истории уже отмерили его срок.
В 1937 году Алексея Бутунаева арестовали по ложному доносу как японского шпиона и через три дня расстреляли. Перед казнью в камеру вошли восемь человек. Так его боялись палачи. А было ему всего 30 лет…
Александр Махачкеев
Фото из фонда Национального музея РБ
|