Четверг, 25.04.2024, 21:36
Окружная газета "Усть-Ордын Унэн"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2020 » Ноябрь » 20 » Человек и эпоха
13:45
Человек и эпоха

Родные места Асалхана Бороноева

Родные места первого декана факультета социологии Ленинградского (а ныне – Санкт-Петербургского) университета профессора Асалхана Бороноева – Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской области. Отчество Асалхана Ользоновича созвучно названию поселка Ользоны (с бурятского переводится как «находка драгоценности, добра») Эхирит-Булагатского аймака – земли шаманов и степных напевов, соединяющих дух человека с высшим разумом, око которого сверкает совсем рядом – озеро Байкал. Этнографы считают этот регион своеобразным этнокультурным перекрестком, сформировавшим культуры открытого типа, готовые к инновациям и склонные к контактам с различными народами.

О петербургском иркутянине, действительном члене РАЕН, профессоре Бороноеве коллеги говорят: блестящий социолог, одинаково успешный как ученый, организатор науки и как педагог. Еще говорят: он стал настоящим хранителем памяти об истоках.

Асалхан Бороноев родился в улусе Старый Хогот Бурят-Монгольской АССР (ныне деревня в Баяндаевском районе Иркутской области) в 1937 году. Его путь не изобилует крутыми поворотами: окончил школу, работал в колхозе, в окружной газете, служил в армии, после чего приехал в Ленинград и поступил на философское отделение Университета. А дальше все как по-писаному – аспирант, ассистент, доцент, профессор...

Но путь этот вряд ли можно назвать простым.

– Детство наше было очень трудным – коллективизация, война, послевоенная разруха, – вспоминает Бороноев.

– Отец, вернувшись с японской войны с тяжелым ранением, работал не жалея себя, но на трудодни было сложно содержать семью. С пяти-шести лет нам приходилось работать по дому и в колхозе. Весной боронили, а летом возили копны для стогования. До сих пор помню вкус соевой похлебки на полевом стане...

Учился Асалхан сначала в деревенской начальной школе, а потом в средней – в 19 километрах от дома.

– Общежития в школе не было, поэтому сельчане пускали к себе в дом учеников из соседних деревень, – рассказывает профессор Бороноев.

– Отец рано умер. У моей матери, как и у многих других, денег платить за проживание детей в чужих семьях не было. Поэтому нас пускали жить на условиях, что мы будем помогать по хозяйству. В одной семье мне дали койку, и так я прожил до 1955 года. Я должен был убирать снег, пилить и колоть дрова, носить воду, чистить коровник. Самое трудное было пилить и возить на лошади из леса дрова. Мы тогда еще очень слабые были, маленькие. В сентябре, как правило, к учебе не приступали, появлялись в школе только в октябре. В поле работали, картошку убирали. А в середине мая убегали из школы – уже не до учебы было...

Асалхан Бороноев любит говорить об уникальной «сибирской педагогике», краеугольными камнями которой являются одобрение и труд:

– У мамы был метод воспитания сибирский. Она за всякие проделки не наказывала, никогда не кричала, делала вид, что не заметила. А вот что-нибудь хорошее сделаешь, она всегда похвалит, что-нибудь вкусное приготовит. Поощрение было главным методом воспитания. Потом стараешься еще лучше сделать, горишь этим... Такого мудрого и умного человека, как моя мать, я не встречал нигде, даже в Университете, хотя она и была неграмотной, – вспоминает Асалхан Ользонович.

Многие педагогические установки профессора Бороноева обусловлены традиционной культурой бурят, которую он впитал. В системе семейного воспитания этого народа дети получали все знания, умения и навыки, необходимые для последующей самостоятельной жизни. Наряду с ранним приобщением к труду особое внимание отводилось привитию нравственных ценностей:

– У бурят есть поговорка: «Уважишь человека – уважишь себя». Старики при каждом подходящем случае приводили в пример ситуации, содержание которых сводилось к тому, что человек один не может жить, что он без людей не имеет силы.

Асалхан Бороноев убежден: университетский профессор лишь тогда полноценный профессор, когда у него есть ученики, и он учит их и учится с ними. Сегодня под его руководством проходят подготовку и защищаются студенты, аспиранты, соискатели. Число подготовленных докторов и кандидатов наук приближается к восьми десяткам (в их числе 15 докторов наук). В СПбГУ Асалхан Ользонович создал систему непрерывного социологического образования с диссертационным советом и научным журналом.

Профессором Бороноевым опубликовано около 400 научных работ, в том числе в зарубежных изданиях. В круге его научных интересов - социология и социальная антропология, сравнительные социологические межрегиональные и межстрановые исследования. В числе первых в нашей стране он занялся этнической социологией, стал одним из основателей социальной антропологии в России как специальности. В его трудах рассмотрены важнейшие аспекты жизнедеятельности современного российского общества в ракурсе социокультурного взаимодействия этносов, дан анализ влияния духовной культуры и ментальности народов на их экономическую деятельность. Особое место в работах ученого занимают проблемы взаимодействия культур, защиты этносами своей самобытности. Он рассматривает сохранность этнокультурных ценностей в условиях глобализации как важный фактор обеспечения национальной безопасности страны.

Авторское видение ментальности народов изложено ученым в научно-практическом проекте «Сибирь и сибирская идентичность». Разрабатывая тему этнической психологии и антропологии, Асалхан Бороноев обращается к культуре буддизма, монгольского мира в России, по-своему осмысливая и евразийскую проблематику.

Благодаря усилиям профессора в 1993 году было возрождено основанное еще в 1916-м Русское социологическое общество, получившее имя выдающегося отечественного социолога М.М. Ковалевского. За цикл работ «Социокультурные процессы в сфере межнациональных отношений современного российского общества» в 2013 году Бороноеву была присуждена премия РАН в области социогуманитарных наук им. М.М. Ковалевского.

О чем мечтает петербургский профессор-сибиряк сегодня? О свободном времени, которого катастрофически не хватает:

– Я всю жизнь собирал восточную прозу и поэзию – китайскую, японскую, персидскую литературу. Последнее время снимаю книги с полки, сдуваю пыль. Стал читать – это такая глубокая фундаментальная культура, созданная до нашей эры! Раньше на нее не хватало времени. Вот я сижу маюсь – такая культура прошла мимо…

Материал опубликован

в газете «Санкт-Петербургские ведомости»

№133 (6731) от 31.07.2020

под заголовком «Сибирская идентичность».

Просмотров: 115 | Добавил: unen6464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024uCoz