К юбилею сказителя и улигершина Бажея Жатухаева
Удивительные способности порой встречаются у людей, а у Бажея Егоровича Жатухаева, которому нынче исполнилось бы 130 лет, была исключительная память. Он уже в десять лет начал «говорить» улигеры и сказки, запомнив наизусть несколько народных произведений. Впоследствии освоил весь репертуар отца Егора Жатухаевича, рассказывал также сказки, исполнял песни, хорошо знал предания. В молодости он исполнял улигеры исключительно пением, под аккомпанемент хура, а позже стал исполнять речитативом и декламацией. Родился Бажей Егорович Жатухаев в 1891 году в улусе Хайтаг Тангутского булсовета, ныне Нукутского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Его предки из рода хулмэнгэ, были известными сказителями Унгинской долины. Его отец хорошо знал все ветви «Гэсэра», улигеры «Хатуу Хара хан», «Алтай Сэгсэй Мэргэн», «Алтай Гургалдай батор», которые исполнял пением. Впоследствии сам сказитель признавался, что его отец прилично знал улигер «Гэсэр» и все его главы, представляющие собой по существу самостоятельные поэмы, всего 15 улигеров. Одно произведение, такое как «Гэсэр», Егор Жатухаевич пел девять вечеров подряд.
Действительно, трудно переоценить роль отца сказителя – в формировании его сына как улигершина. Знания народной поэзии распространялись на всю их семью, члены которой были первыми и самыми активными слушателями отца –улигершина. Не случайно все его сыновья – Антроопка (1876-1945), Кириила (1886-1920), Бажей и Баади (1893-1960) стали сказителями.
Исполнение улигеров исключительно пением – сложное искусство. Позже, с годами, Бажей Егорович меньше обращался к нему и перешел к комбинированному исполнению, сочетающему пение, речитатив и декламацию.
С.П. Балдаев пишет: «В 1940 г. от него А.А. Бальбуров записал первые две главы «Гэсэра», третья глава записана была мною годом позже». Записи А.А. Бальбурова, хранящиеся в рукописном отделе Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук, использованы Н.Г. Балдано при составлении им сводного текста «Гэсэра». В шестидесятые годы И.Е. Тугутов записал у сказителя многие ветви «Гэсэра» на магнитофонную ленту (хранятся в личном архиве собирателя).
По данным С.П. Балдаева, сказитель в молодости владел прекрасным голосом и считался в своем кулмэтском роду лучшим певцом, особенно хорошо исполнял улигеры. В его репертуар входили улигеры «Гэсэр», «Алтан Шагай мэргэн», «Мунгэн Шагай мэргэн», «Хухоосэй мэргэн», песни, сказки, благопожелания, загадки и т.д. Кроме того, в его репертуаре имелись многие десятки лирических, хороводных, плясовых, застольных, свадебных и исторических песен бурят, и не только песен. Удивительная память этого человека сохранила двадцать четыре тысячи стихотворных строк знаменитого улигера. У него была своя песенная манера исполнения «Гэсэр». Сам Улигершин проявлял себя и как знаток истории бурятских родов и улусов, преданий, легенд и шаманские призывания. Сказитель знает все девять его ветвей, т.е. целиком грандиозную эпопею. Справедливости ради отметим, что рапсодов, исполнявших полностью «Гэсэр» в двадцатые-тридцатые годы прошлого века было сравнительно немного. Певцов этой поэмы, колоссальной по объему, буряты называли гэсэршинами, чем подчеркивали свое особое к ним уважение, относя их к числу лучших и выдающихся сказителей.
Кроме того Бажей Егорович хорошо знал мифологию западных бурят: борьбу бабушек Манзан Гурмэ тоодэй и Маяс Хара тоодэй, Эсэгэ Малана с Хамхир Богдо, Хан Хюрмаста с Атай Уланом, сыновей Хан Хюрмаста с сыновьями Атай Улана и т.д., включая мифы и о коллизиях второстепенных тэнгэриев и их сыновей.
Бажей Жатухаев является одним из блистательных представителей унгинской эпической традиции. Он своим творчеством внес достойный вклад в сокровищницу бурятской Гэсэриады и культуру родного народа.
Подготовлено по материалам интернет-сайтов
Фото с интернет-сайта.
|