Четверг, 21.11.2024, 20:06
Окружная газета "Усть-Ордын Унэн"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2022 » Июнь » 16 » К юбилею округа
13:02
К юбилею округа

Шаманизм Муринской долины

Продолжение. Начало в № 22 от 9 июня 2022 г.

Продолжаем тему проекта «Религиозные верования алужинских бурят» Татьяны Андреевой, который был реализован в рамках юбилейных поручений, посвященных 85-летию Усть-Ордынского Бурятского округа. Напомним, что в прошлом номере опубликован материал о поклонении «Одьгон сагаан монгол» и «Yтэгэйн бурхан».

Сегодня мало кто из молодого поколения хорошо знает о поклонении «Yбгэдтэ». Собранный материал на эту тему для многих станет полезным информационным ресурсом. 

«Yбгэдтэ»

В тот же день или на завтра после поклонения «Одьгон сагаан монгол» и «\тэгэйн бурхан», проводится обряд поклонения «\бгэдтэ» – духам предков давно умерших шаманов, старейшин рода. В назначенный час хозяева готовят:

1. Молоко (вареное) – 200 гр.;

2. Тарасун – 2 бутылки делят по количеству старцев, то есть каждому выделяется «хуби» (пай).

Так же проводят очищение дома священным дымом богородской травы. Напомним, что очищение проводится каждый раз перед новым молебном. Вся подготовка в точности повторяется как при проведении обряда для «монгола».

Шаман, встав лицом к окну, расположенного на юго-западной стороне дома начинает призывать предков по именам, а хозяева вместе с детьми сидят у него за спиной и молятся.

Действия шамана:

1. Налив немного молока, чтобы покрыло дно стакана, шаман обращается к предку «\бгэндэ», назвав его имя, прося защиты и покровительства данной семье;

2. Наливает тарасун в таком же объеме и так же обращается к этому же предку.

И так действия шамана повторяются столько раз сколько предков-покровителей у этой семьи.

1. Затем шаман, налив тарасуна, обращается к «тёёдэй», чтобы она помогла донести просьбы до старцев «\бгэдтэ».

2. Так же обращается к богам местности, опять же прося, чтобы помогли донести до старцев.

И только после этого он идет к очагу и брызгает на огонь, снова поименно обращаясь к «убгэдтэ», сперва молоком, а затем тарасуном.

Завершают обряд, снова встав у окна, шаман и хозяин дома, повторяя призывания.

После проведения обряда хозяин так же как при поклонении Монголу благодарит шамана, дав ему мэнсэ (денежное вознаграждение за помощь) и табак.

Поклонение «Харгын шолмонуудта»

(богам трех дорог)

Молебен проводится на перекрестке трех дорог ночью, после заката солнца. Также желательно, что бы это было зимнее время. Присутствуют только мужчины.

Хозяин, чьим именем должен пройти молебен, должен подготовить:

1. Тарасун– 1 бутылку;

2. Молоко – 200 гр. (кипяченое);

3. Посуду для тарасуна;

4. Дрова для костра;

5. Богородскую траву.

После очищения атрибутов на огне (в огонь бросают богородскую траву), шаман глядя строго на север начинает призывания:

«Yйтэнэй гурбан шолмо,               «Три холодных бога без теней,

*\\л \гы моритон,                            С лошадьми без хвоста,

*\\дэр \гы бэетэн,                            Тела без теней

Шураг м\нгэн хазаартай                С уздечками, украшенными железными бусинками

Сагаан м\нгэн hэльмэтэн               С серебряными поясами

Х\йтэнэй гурбан шолмот.               Три холодных бога.

Бэсэгэн шолмото,                           Младший бог,

Тээли шолмото,                              Средний бог

Ехэ шолмото.                                  Старший бог.

З\\н хойто улаан                             С северо-восточных

Тэнгэриhээ буугаашан!»               небес, спустившиеся!»

После призываний шаман подает хуби (пай) (сперва молоко, после – тарасун) хозяину, затем всем остальным. Распив остатки тарасуна, шаман и хозяин встают лицом в том же направлении (на север) и завершают молебен краткими призываниями. Далее следует обязательный ритуал раскуривания сигарет из пачки шамана, врученного хозяином. Дождавшись, когда потухнет костер и убрав за собой, участники молебна разъезжаются по домам.

По поверью, эти три бога лихо разъезжали по всем дорогам до пяти часов утра. И поэтому раньше наши предки не пускали своих детей на улицу, пока не наступит рассвет и поговаривали:

«Шортой х\нэй h\нэhэ баридаг,     «У невезучего душу поймают,

Золтой х\нэй h\нэhэ табидаг».       Везучему душу отпускают».

Продолжение материала в следующем номере.

Подготовила Людмила Буяхаева по материалам Татьяны Андреевой

 

Просмотров: 116 | Добавил: unen6464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024uCoz