Буряты Прибайкалья, большая часть которых до начала XX столетия наряду с шаманизмом исповедовала и христианство православного направления, в датах устройства своих родовых праздников сезонного значения – тайлаганов, еще в XIX веке, придерживались дат календаря русской православной церкви, приурочивая их к фазам новолуния и полнолуния. При переходе на земледельческие работы в конце XIX - начале XX в. буряты стали использовать цикл календарных сроков полевых работ, перенятый у русских крестьян. Так. например, у аларских бурят земледсльческие работы приурочивались к следующим христианским праздникам: Еремеев день (ерэмээ). Николин день (михооло или михуулэ), Петров день, Покров день (похрооб) [Басаева. Зимин. 1988, с. 66].
Дни недели. На бурятском календаре неделя начинается с воскресенья
1. воскресенье – няма (гарагай нэгэ)
2. понедельник – дабаа (гарагай хоер)
3. вторник – мягмар (гарагай гурба)
4. среда – дхагба (гарагай д\рбэ)
5. четверг – п\рбэ (гарагай таба)
6. пятница – баасан (гарагай зургаа)
7. суббота – бямба (гарагай долоо).
Сезоны года. В исследуемый период в лунно-солнечном календаре бурят выделялись четыре сезона года по три лунных месяца в каждом. Каждый из сезонов был отмечен одной из важных дат в состоянии Солнца – равноденствием и солнцеворотом. Названия сезонов года у восточных и западных бурят, наряду с общностью, имеют и свои особенности. Так, названия сезонов осени, зимы и весны у всех групп бурят одинаковы, это соответственно – намар (осень), \бэл (зима). Сезон лета у восточных бурят означается термином зун, а у западных – нажир/нажар.
Намар – осень, где значение термина намар восходит к понятию — понижение/ослабление силы света.
Названия сезона зимы – \бэл и лета – зун в календаре бурят означают соответственно "мороз", "стужа" и "лето". Название сезона лета у западных бурят как нажар/нажир в значениях: зеленый, молодой, свежий (Антонов. 1971. С. 134).
Январь - Хуса hара – эхирит-булагатский вариант
В диалектах бурятского языка хуса hapa (бараний месяц) является в большинстве случаев последним зимним месяцем. И получил название «бараний» из-за существовавшего древнего обычая поклоняться самцу как символу размножения и плодовитости. В месяц xyса вся жизнь замирала, лишь «дикие бараны благодаря своей длинной шерсти могли бродить по гористым местам», и в этот период только охота на этих баранов могла спасти людей от голода.
- Собака лежит на снегу - к теплу, а если валяется - к вьюге.
- Утром на верхушке деревьев вороны сильно каркают - будет вьюга.
- Запотели копыта лошадей - к теплу.
- Воробьи прячутся в соломе, то будет холодно.
- Конь спит стоя - к холодам, лежа – к теплу.
- Овцы утром стоят против ветра, быть хорошей погоде.
- Коровы держатся ближе к загону и рано возвращаются с пастбища, приближаются холода.
|