Мифы и легенды в современном искусстве
В Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов подвели итоги конкурса «Мифы и легенды народов Прибайкалья». На конкурс свои произведения представили более двадцати художников и мастеров со всего Усть-Ордынского Бурятского округа и Ольхонского района. В конкурсе определены победители по четырем номинациям. В номинации «Художественная обработка дерева» победителем стал Юрий Михайлов из д. Бадагуй Баяндаевского района, в номинации «Художественная обработка мягких материалов» лучшими признаны работы Варвары Хангуевой из пос. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района. В номинации «Живопись, графика» первое место разделили Анжелика Алсаткина из пос. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района и Марина Башинова из с. Оса Осинского района. В четвертой номинации «Сувениры в национальном стиле» победил Сергей Бунаев из с. Еланцы Ольхонского района.
В работах мастеров тесно переплетаются сказки о богатырях и рассказы о реальных правителях прошлого, обладающих фантастическими способностями, разговаривающих на языке птиц и зверей, которые могли общаться с богами и даже сами, по их желанию, становились небожителями. К теме сказок в своих произведениях обращаются Марина Алексеева «Золотая чаша», Марина Бадашкеева «Ангарские бусы» и Елена Вахрушкина «Печаль о Енисее». Образы воинов и воительниц представлены в творчестве Раисы Богомоловой и Сергея Бунаева.
Образы Гэсэра и Тумэн Жаргалана изобразила Екатерина Асалханова, а образы улигершинов, певцов героического эпоса представили Александр Шипнягов в декоративном панно «Музыкант» и Марина Башинова в батике «Песни родной земли». Юрий Михайлов выставил бурятский инструмент улигершинов морин хуур. К образам хозяина ветра, синего неба, вод, отраженных в эпосе, обратилась Анжелика Алсаткина в произведении «Три ветряных небожителя».
Легенды и мифы повествуют о том, что небо состоит из 99 тэнгэринов, а те, в свою очередь, делятся на две группы – 44 восточных и 55 западных. Глава всех добрых западных божеств бабушка Манзан Гурмэ олицетворяет в бурятской мифологии положительное начало, активную борьбу добра со злом, стремление искоренить зло на земле, подчинить человеку силы природы. Образ небожительницы представлен в графических работах Алсаткиной А.Б. и картине из шерсти Хангуевой В.К.
Для каждого племени бурят был характерен свой тотем – чтимая рыба, птица или зверь, с кем племя связывало свое происхождение. Сивый бык был тотемом у булагатов, пестрый налим – у эхиритов, а лебедь – у племени хори. Галина Иванченко в сувенире из рога «Налим» создала образ пестрого налима, а Варвара Хангуева – прародителя эхиритских родов в картине из шерсти «Хун шубуун». Образ девицы–лебедя, вышедшей замуж за Хоредоя, от которых пошли хоринские буряты в картине «Космическое целое» изобразила Анжелика Алсаткина.
Таким образом, разрабатывая бездонную сокровищницу народного устного творчества, шаманской поэзии, материально-бытовой культуры западных бурят, художники находят образные пластические решения, вписывающиеся в представления о современном искусстве.
По информации Виктории Банаевой
|