Пять сыновей – пять родов
История села Гаханы Баяндаевского района начинается с красивой бурятской легенды о женщине по имени Гахан (Галхан). Ее муж Борогшон погиб в сражении на территории Н\хэнуура (озеро – яма) от набега кочевников. Осталась Галхан молодой вдовой с пятью малолетними сыновьями по именам Бадагуй, Маралтуй, Эдыгей, Каменка, Молой. Пришлось добывать пищу охотой, рыболовством и скотоводством. Справлялась она и с женской работой. Когда выросли сыновья стали жалеть мать и помогали ей во всем. Братья всегда жили дружно. Женившись, каждый из них стал строиться примерно в километре друг от друга. Так появились родовые улусы, названные в честь каждого из них. А в целом село названо именем матери. Благородные сыновья таким образом навсегда увековечили имя своей матери Галхан. Историческую легенду рассказала заведующая межпоселенческой библиотеки в селе Гаханы Юлия Чувасова.
Точного перевода с бурятского языка названия «Гаханы» мы не нашли, но предполагаем, что имя женщины было «Галхан» с бурятского языка переводится как «огонек», то есть «гал» – «огонь». И если связать имя Галхан с переводом, то женщина, действительно, была как огонь –яркой, красивой, сильной характером.
По словам библиотекаря существует еще одна легенда, более расширенная, в ней имя женщины – Гахан, а не Галхан, перевода на это имя мы тоже не нашли.
В отличие от первой версии легенды у Гахан было пятеро сыновей: Маралта (переводится как «олений охотник»); Бадар, Молой, Шэпхэр («Унавоженное место»), Бадагы. Последнее, предположительно, переводится как «маленький» («баа»). В советское время, в связи с укрупнением, выходцы родов Бадараг и Шэпхэрэг переселились с насиженных мест в более крупные улусы. Теперь они приезжают в свои родные места только для того, чтобы совершить молебны. А Эдыгей не был сыном Гахан. Существует версия, что он был братом мужа. У него был еще один брат – Онгой. Как сказано в легенде, в результате несчастного случая или при других обстоятельствах Онгой убил своего брата Эдыгея. После этого он был вынужден оставить родные места и переселиться подальше, на север («хойшо»). С тех пор бытует мнение, что гаханцам нельзя создавать браки с выходцами из улуса Онгой, во избежание кровосмешения. Потомки Эдыгея навсегда остались в родных местах и являются одной из составляющих с. Гаханы и сегодня.
Недалеко от Гахан протекает река Айр. Когда-то она была полноводной и несла свои воды с севера на юг. Весной жители переезжали на летники ближе к реке, поскольку здесь были все условия для содержания скота: вода, богатые пастбища, простор. Травы этой долины отличаются особой питательностью, и мясо у животных с особым вкусом. Жили предки в деревянных юртах, которые до сих пор находятся в деревнях, во дворах у потомков.
В окрестностях Молоя протекает речка Хара Уhaн («Черная вода»). За ней расположена огромная поляна, очертаниями точно повторяющая форму сердца, что и дало ей название З\рхэн – «сердце». Летом поляна усыпана ягодами земляники. Также украшением местности является Шара хээр – Желтая степь. Принято считать, что свое название она получила от одуванчиков, которые произрастают на ней в огромном количестве.
Есть в Гаханах и священные места, с которыми связаны различные предания. О них помнят и рассказывают местные жители. Над селом возвышается священная гора Булгадай. Именно на ней ежегодно совершаются тайлаганы (молебны). Гора названа именем человека из рода Шэпхэрэг, который совершал обряд поклонения духам на благополучие. После его смерти гору стали называть Булгадайн хада. С тех пор на молебне обязательно должны присутствовать представители рода Шэпхэрэг. Всего в обряде принимают участие не менее девяти мужчин и от каждого улуса приносят в жертву по одному белому барану.
Вот такие интересные и завораживающие предания существуют об этом крае.
Людмила Буяхаева
|