Переплетение легенд села Капсал
При въезде в поселок Усть-Ордынский по трассе «Иркутск-Качуг» по правой стороне под горой расположилось небольшое село Капсал Эхирит-Булагатского района, в переводе с бурятского языка «Хабшал» – «ущелье, скала, теснина». Население составляет более 500 человек, в селе расположились детский сад, клуб, ФАП, а дети учатся в самом старинном здании области. Их школе более 150 лет, раньше это здание было домом самого богатого по тем временам человека Василия Хадеева.
Предки капсальцев жили сначала за Оеком, недалеко от Турской. Местность называлась Б\лэн-хээр. Казаки оттеснили их на восток, где в удобных местах, по рекам, бурятские семейства остались на оседлое жительство. Согласно легенде мать-прародительница булагатов Гур-Тоодээ вела своих сыновей на восток. Дошли до горы, густо поросшей лесом, на горе была скала. Мать провела сыновей, а местность стала называться Капсал – «скала», «теснина». Вдоль реки Куды на горах сохранились остатки древних курыканских городищ. Хотя, конечно, ландшафт сильно изменился и здешние скалы похожи, скорее, на большие холмы.
Умирая, мать велела сыновьям жить оседло и раздала им разные умения. Капсальцам, потомкам сына Имхеэде, достались, согласно легенде, умения лукавить, находить выгоду в торговле. Роду Балханда — потомки его жили поблизости, в деревне Балхан, переименованном позже в Солянку, — достались искусство камлания и врачевания.
Окрестности Капсала красочно описаны в легендах. Например, неподалеку на тракте установлен барисан. Здесь два шамана, один из Ользон, другой из Дурлая, убили друг друга. Как-то летом в незапамятные времена ехали они на конях и заехали в улус Хоринхон попить чаю. В улусе была свадьба. Увидели они там одну девушку и влюбились в нее оба. Из-за девушки подрались. Ользонский шаман в поединке победил, но вскоре был убит в родной деревне. Вскоре убийца и сам умер. После смерти было им присуждено нести дежурство на дороге и охранять путников.
Еще одна легенда связана с капсальской горой о том, как неудачно погостили сыновья прародительницы у своих родичей в районе Качуга. Родичи оказались нелюбезны, нарушили закон гостеприимства, не дали подарка на обратный путь. У бурят же была примета: возвращаться от гостей без подарка плохо. Но обиды гости не выказали. Мать-прародительница приказала отловить в стаде родичей самого упитанного коня, убить и по возвращении домой раздать мясо людям. Так и сделали. Родичи организовали погоню, но, не отыскав коня, решили отомстить. В юрте обнаружили трехлетнего ребенка и, как свидетельство кражи коня, берцовую кость. Ребенок был убит. По одной версии, его застрелили из лука, по другой – задушили.
Прародительница, которая в качестве святого существа наблюдала за расправой, дождалась, пока убийцы покинут капсальскую землю, и возле улуса Тангахай (его уже не существует) убила их всех, за исключением двоих, которые должны были донести следующую весть до родственников. На этом месте выросла береза с тремя вершинами и маленьким дуплом, куда мужчины кидают монетки – женщины не заходят на святое место. Сейчас почти никто не знает, где это место и где эта береза. Раньше можно было определить его по шкурам, которые по праздникам во время обрядов развешивали на том месте.
Таинственные легенды, лежащие в основах образования сел, очень интересны и всегда думаешь «Неужели, действительно все так происходило?».
Подготовила Людмила Буяхаева
|