Идыгинская земля богата целебными родниками
В Эхирит-Булагатском районе есть небольшая деревня Идыга, разделенная на Верхнюю и Нижнюю Идыгу. Есть несколько интересных преданий о ее возникновении. Сколько лет Идыге, точно не известно. По рассказам старожилов, первые упоминания о ней датированы 1697 годом. Предки идыгинцев перекочевали сюда, по одним данным, с устья реки Ушаковки, по другим – из Малого Голоустного. За три столетия люди обжились на новом месте. Со временем часть жителей решили перекочевать на пять – шесть километров дальше и основали там небольшое поселение. С тех пор образовались Нижняя и Верхняя Идыга.
На сегодня существует четыре легенды, связанные с присхождением деревни Идыга, которая входит в состав МО «Кулункунское». Первая легенда гласит о том, что летом 1697 года женщина с больным сыном, который страдал кожными заболеваниями, обратились к шаману. Шаман их привел к источнику реки. Вода из источника исцелила мальчика, а поселение людей, которые жили рядом с источником, с того времени стали называть «Эдэгэ», что с бурятского языка переводится «исцеление». Это было сказано со слов местной жительницы Федосии Шантановой.
Согласно второй легенде, сказано, что на бурятском языке название улусов Верхняя и Нижняя Идыга звучит «Хойто Удэгэ» и «Урда Удыгэ». Название двух сел «Удэгэ» происходит от названия священной горы «Удэгэ-Булеэн». Эта гора так же, как и гора «Ухэр Манхай» почитается всеми булагатами. Практически все булагатские роды упоминают в своих молебнах названия этих гор.
По версии Валерия Хангуева, название «Удэгэ» курыканского происхождения. Но, вероятно, следует сделать поправку на трансформацию древнетюркского слова «Идыг», «Ыдыгэ» на бурят-монгольский манер – «Удэгэ» и уже позже на русский манер – Идыга.
И в четвертых, село Верхняя Идыга имеет еще одно бурятское название – Самхаг. В незапамятном прошлом через Идыгу проезжал некий мужчина, родом из Аларского района. Предполагается, что он был шаманом. Остановившись на ночлег в Нижней Идыге, этот человек на следующий день отправился в дорогу. Местные жители, накануне накормившие и обогревшие его, дали ему в дорогу хлеба. По версии этот человек недостойно поступил с хлебом. После этого он заблудился в небольшом лесочке рядом с дорогой. Его нашли повесившимся на собственном кушаке. Считается, что души старцев-покровителей совершили возмездие над ним. Теперь это место называется Самхагай убгэдэй барьса (бариса старцев Самхага).
Село Верхняя Идыга состоит из пяти эсэгэрэг, то есть подродов-айлов: «Баашхараг», «Малаа-Максанган», «hартуураг», «Таби», «Ангарсераг».
Нижняя Идыга состоит из шести подродов-айлов: «Харьяшино», «Шабагановский», «Тобтогой», «Тэжэбэрг», «Бахыровский», «Табдай». Об образовании некоторых подродов гласит легенда. У отца – Хухэрдэя было 4 сына: Нумалжан, Нумхан, Таби, Табдай. Нумалжан решил отделиться от своих братьев, он расположился недалеко от Идыги. Место, где обустроился Нумалжан называют Бозой, так как жители со всей округи ездили к нему за «бозо» – из него готовят бурятский напиток «арса». Нумхан образовал свой род по левую сторону речки в Верхней Идыге, а Табуй по правую сторону. Табдай остался в Нижней Идыге.
После 1917 года были созданы коммуны по родам. В коммуну «Молодой сход» входили рода «Харьяшино» и «Тобтогой».
Как пишет иркутский писатель, топонимик Станислав Гурулев, во время этнографической экспедиции в Эхирит-Булагатский район осведомители сообщили, что Идыга является местом, откуда вышла группа монгол – бурханов, называемых часто хара (шара) монгол (черные/желтые/монголы) и считающихся покровителями скота и домашнего благополучия. В прошлом и в настоящее время в особо тяжелых случаях в Идыгу приезжали с разных концов Эхирита, Качуга и Ольхона, чтобы поклониться родине монгол – бурханов.
Подготовила Людмила Буяхаева
|