Пятница, 27.12.2024, 10:25
Окружная газета "Усть-Ордын Унэн"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Сентябрь » 2 » Об имени твоем, село
10:24
Об имени твоем, село

История села  Алужино

Сегодня в рубрике пойдет речь о селе Алужино, которое образовалось из нескольких улусов в середине XX века и расположено в Эхирит-Булагатском районе.

Местность называется Муринской долиной – по названию, протекающей здесь реки Мурин. На этой земле когда-то располагалось несколько бурятских улусов – Боро, Хандаа, Баазай, Хамардай и другие. В 1950-е улусы объединились в одно село – Алужино. Что означает это название, не знают даже старожилы деревни. Есть лишь предположение, что название Алужино возможно имеет отношение к Алагуевскому роду, который поселился на побережье Байкала. Родословные всех булагатов восходят к Тулагату (Тугалаку), жившему в долине реки Куды. Из сыновей Тугалака наиболее известны Алагуй, Сагаан, Ашаабаганат. Вероятно, от имени Алагуй и пошло название села.

По материалам Усть-Ордынского окружного архива в улусе Алужино находился один из 3 будийских дацанов - это Муринский дацан, с числом прихожан в 700 человек, который был построен в 1920 г. В настоящее время, на месте бывшего буддийского монастыря пустырь. В Усть-Ордынском окружном архиве хранится документ с полным описанием, благодаря которому можно воссоздать внешний облик и внутреннее убранство дацана. Сохранился даже список лам Муринского дацана.

В селе Алужино есть еще святые места, которые почитаются местными жителями Бухэ нуга, Ундэр хушуун, Абаганаатай хада.

Легенда о происхождении местности «Курский мыс» (Баазай хушуун, Х\рэн хушуун)

Однажды бурят из данной местности поехал на Ольхон с торговой целью. Перед отъездом он побрызгал местным эжинам и в виде талисмана-охранителя взял маленький камушек с хребта «Хурэн хушуун». На Ольхоне он заехал к какому-то буряту, у которого заночевал. Ночью хозяин хотел проглотить душу гостя. Дело в том, что по верованию бурят, некоторые люди при помощи злых духов могут проглатывать души живых людей и даже животных. Всякий раз, как хозяин хотел проглотить душу гостя, перед ним вырастал громадный горный кряж, скрывая за собой гостя.

Существует легенда, записанная Василием Михайловым, местным жителем: «Эжин хребта Курэ называется Хурэн эжин      Х\хэ hахал далита бурхан - Хозяин Курэ, божество с крыльями и синей бородой. Каждый раз при обновлении месяца, он умывается в девяти ключах, вытекающих из этого хребта, и пролетает три раза над хребтом. (В.А. Михайлов «Религиозная мифология» стр. 90.)

В настоящее время хребет Курэ или же как его сейчас называют Курский мыс, еще Баазай хушуун, представляет из себя высокую гору.

Легенда о происхождении «Бухэ Нуга»

Наиболее почитаемым для жителей села является гора «Бухолген» (это его старинное название) или же «Бухэ нуга». Другая легенда, записанная Василием Михайловым гласит: гора «Бухэ Нуга» имеет хозяина hорибо ноена с женою hобоhо хатан- князь Хорибо и княгиня Хобохо. Князю Хори бо подчинена целая группа божеств, живущих на этой же горе. Хозяин горы Бухэ Нуга служит предметом почитания большинства бурят племени булагат, ему с издавна приносят жертву, он является не только покровителем данной местности, но слава его как светлого божества – покровителя далеко распространена за пределами ближайших местностей с племени булагат.

Князь Хорибо живет в прекраснейших дворцах на горе Бухэ Нуга, видеть которого удается немногим. Он часто участвует на сходке тысячи небожителей. Со слов старожилов местности Обогоева Г.П. и Потапова В.М. записаны мистические истории: на вершину горы Бухэ Нуга спускаются «хитнэ бурхад» (боги холодных ветров), чтобы держать совет. Этот совет еще называют «альбинэ суглан» (совет призраков). А коней своих они поят под этой горой на озере, под названием «унеэ нуур» (коровье озеро), которое питалось многочисленными ключами. Именно у подножия этой горы Бухэ Нуга на юго-западной стороне ежегодно проводятся тайлаганы родов Тарханут, Молхон, Хамардай, Ехой, Шубтхэ. Во время молебна, шаман обязательно должен «дурдаха» (упомянуть) священную гору и его богов; «бугтэргэтэ Бухэ нугаа – буумал бурхад Нэмэргэтэ булэг ушоохэн Хайрта унеэ нуур» (Гора Бухэ нугаа, со священными деревьями на вершине - собрание богов. Непроходимая чаща с родниковой водой. Коровье озеро с песчаным дном.).

Подготовила Людмила Буяхаева

По материалам летописи села Алужино,

(Алужинская библиотека)

Фото Светланы Дыреновой

Просмотров: 264 | Добавил: unen6464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024uCoz