Предания о происхождении Янгутского рода
Гора Хатан Уула
Село Бурят-Янгуты расположено в верховьях реки Оса Осинского района. Потомки Янгутского рода, которые проживают здесь, как и потомки других родов северных бурят, свою родословную возводят к мифическому Буха-Нойону. От Янгута, являющегося пятым поколением от Буха-Нойона, произошло название Янгутского рода. Предание гласит, что предки являются выходцами из Монголии, перекочевавшими оттуда в Кудинские степи (Эхирит-Булагатский район). Об обстоятельствах переезда Янгутов из Кудинских степей в другую местность говорит следующая легенда: Предки Янгутского рода однажды ехали на свадьбу по ту сторону реки Ангары в Нукутские степи. На свадьбу ехали все на верховых лошадях. Среди них была беременная женщина по имени Эгтэ-Эмэ «хитрая, коварная женщина». По дороге около Куды, недалеко от нынешнего Иркутска, она почувствовала приближение родов. Тогда решили оставить ее здесь, сделать для нее шалаш и поручить одному из спутников уход за ней. В этом шалаше она родила сына, которому дали имя Янгут. Пеленать новорожденного было нечем. Пришлось завернуть ребенка в гриву гнедого коня и за неимением колыбели положить в деревянную поварешку.
Предание о происхождении Янгутского рода имеет несколько вариантов. По одному из них, Янгут, будучи взрослым, переехал из Кудинских степей в Нукутские на постоянное место жительства. Его потомки в количестве 99 домохозяев сделали неудачное жертвоприношение небесным божествам. В результате гнева последних количество семей сократилось до девяти. Эти оставшиеся в живых домохозяева разбрелись в разные стороны: одни остались в Нукутах, в Алари, некоторые переехали в Улей Осинского района, часть переселилась в Селенгинский район Бурятии, а часть, перебравшись через Ангару, поселилась в верховьях реки Оса, у подножья горы Хатан Уула (гора - царица).
По другому варианту предания, Янгут сам переехал из Нукут в верховья реки Оса. Здесь его потомки, тоже из-за неудачного жертвоприношения небесным божествам и кары последних, а также вследствие частых набегов местных эвенков, сократились в своей численности от 99 домохозяев до девяти и разбрелись в разные стороны.
По соседству с Янгутским родом в той же долине живут потомки Моголютского рода. О происхождении последнего существует предание, которое записано П.С. Мироновым со слов его одноулусника Булата Холхонсоева, а также из рассказов потомков Янгутского рода. В них говорится, что в давно минувшее время при облавной охоте («Зэгэтэ аба») в местности «Буг х\з\\н» потомки Янгута, братья Х\хэнэй и Аадай, случайно натолкнулись на семилетнего мальчика, который не знал своего имени, а также имени своего отца. Между братьями возник спор о том, брать или не брать с собой мальчика. Х\хэнэй говорил: «Поведем», а Аадай: «Убьем». В конце концов, братья решили взять мальчика с собой и прозвали его Моголют. Этот мальчик, по рассказам его потомка, Булата Холхонсоева, отличался недюжинной ловкостью и живостью своих поступков и характера. Янгуту он понравился с первого взгляда, и так как Моголют бродил один, не имея ни родственников, ни знакомых, то Янгут взял его к себе домой и усыновил.
Перед Октябрьской революцией у северных, в частности, у янгутских бурят под улусом подразумевался населенный пункт. Как уже говорилось, свое наименование улус получал по названию реки, горы и т.д. В Янгутском роде было одиннадцать улусов. Ниже приведем перечень их с указанием происхождения названия каждого улуса: Енисейский улус - по названию речки Енисей, правого притока реки Оса; Иматуйский улус - падь Ямаата; Уланьинский улус – гора Улаанья; Хотонский улус - гора Хотон; Эмэльтинский улус - гора Эмээлтэ; Хэлтэгэйский улус – гора Хелтэгэй; Х\хэдубунский улус - гора Х\хэ дубуун; Онгосорский улус - гора Онгосор; Наринский улус - гора Нарин; Шотойский улус - по имени человека Шоотой и Харанохойский улус - по названию горы Хара нохой.
Все улусы Янгутского рода расположены по долине реки Оса. На сегодняшний день значительно расширилась территория Енисейского улуса, сократилась численность улусов Эмээлтэ, Нарин, Шотой, Хал. Енисейский улус является центром. Исчезли такие малые улусы как Шерохой (Ямаата) в 1960 году; Хотон, Улаанья - в 1950 г.; Габаали - в 1950 г.; Харанохой - в 1960 г.; Малый Енисей в 1970 г.
Подготовила Людмила Буяхаева
Материал и фото предоставлены
Бурят-Янгутской сельской библиотекой
|