Куркат – деревня в Аларском районе
Куркат – входит в состав муниципального образования «Аларь». Находится в степной части Аларско-Нукутской лесостепной зоны. В северной и восточной части подступает небольшой лесочек, в западной стороне протекает речушка Куркатка.
Большой труд сделала Александра Васильевна Батаева, собрав материалы у старожилов, бывших жителей деревни, в архиве, и написав летопись о ней.
– На сегодняшний день имеются деревни, которые медленно умирают. Наш долг – сохранить то ценное материальное и духовное наследие, доставшееся нам от наших предков, – говорит Александра Васильевна.
Заселение Аларской долины соотносят с приходом хонгодоров из Монголии с конца 16 по 18 век. Есть предание об Ашхае -Баторе, хан Ашхай со своими сородичами из Монголии через долины Иркута, Китоя, Белой пришел в Аларскую степь. На вершине горы Сорготой, стояло племя мужественного воина Ашхай – батора. Натянув свой лук, Ашхай-батор выстрелил в сторону заката солнца и сказал при этом, что по полету стрелы пусть расселятся потомки. «Сыны мои! В красивейшие места пришли мы, в сторону заката Солнца я стрелу пущу и зажгу навечно здесь свою звезду». Именно с приходом хонгодоров считают, что появились деревни Кукунур, Киркей, Куркат, Яматы, Шалоты, значит улус Куркат где-то в конце 16 века и в начале 18 веков, точных данных об образовании деревни нет. Считается, что название деревня получила по имени бурятского рода хурхуд, близкого к хойотам (сойотам Восточных Саян) и происхождение их принадлежит к самодийской этнической группе.
Один представитель из рода дуртэн по имени Бошхо был первым родоначальником деревни Куркат. Предание об этом таково. Русскими властями управителем бурят Аларской долины был назначен Бошхо. В его обязанности входили учинение суда, расправа над преступниками, усмотрение измены среди сородичей, донесение о замеченных фактах в Иркутск. Бошхо установил в долине Алари среди населения деспотическую власть, за что прозвали его хатуу хуулитай ноен. Произвол и жестокость Бошхо дошли до того, что вырезал груди у женщин, перешедших ему дорогу. Жестокость была его до предела, он стал есть мясо маленьких детей, за это его прозвали аларцы «дьявол-мясоед». Несмотря на его самодурство и неслыханные злоупотребления властью, никто не мог жаловаться на Бошхо иркутскому начальству, он не являлся выборным лицом, а был назначен русскими властями. Хорошо владел русским языком.
В то время в деревне Куркат жили братья Лута и Кирха из рода баршууха. Они считались самыми богатыми людьми во всей Алари. Однажды Бошхо, явившись в Куркатский улус, похитил у младшей невестки Луты маленького ребенка, чтобы зажарить и съесть его. В это время самого Луты не было дома. Вернувшись домой, Лута узнал о том, что Бошхо похитил внука. Вооружившись луком и стрелами отправился с невесткой к Бошхо. Приехав в урочище Улаан-хайр, где жил Бошхо, приказал невестке открыть дверь юрты. Лута от злобы готов был застрелить Бошхо. Когда невестка открыла дверь, то они увидели пьяного Бошхо, он спал крепко, а обессиленный ребенок лежал возле него. Невестка стала звать его, он был неразумен и не шел к ним. Когда мать показала грудь, то он подошел к ней. Лута отправил невестку и внука домой. Он не стал убивать Бошхо, потому что тот пользовался доверием у русского начальства. Сам же пешком отправился в Иркутск, чтобы пожаловаться властям на Бошхо. Говорят по жалобе Луты увезли Бошхо в Иркутск, где его распяли живьем. Мясо с него вырезали полосками, отделив от костей. Оно оказалось имеющим лечебное свойство. Говорят в старину такое мясо употребляли в медицине. Русское начальство предоставило аларцам избрать своим правителем достойного человека. Им стал Бахак Ирбанов.
С заселением Саян бурятами сойоты женились на бурятках. Произошла вторичная смена языка (бурятизация), хотя в хозяйственной жизни сойоты оставались таежными людьми – оленеводами, охотниками. К тому времени сойотов уже при переписи населения записывали, как бурят. Возможно, куркатцы и являются потомками этих древних родов. Среди селенгинских бурят есть род хурхуд, которые бежали на восточное побережье Байкала в середине ХVII века с западной части. Кто знает, может, это один род, а может, местные выходцы. В народе бытует версия, что название деревни могло произойти от названия «хорхойтэйн» – «червивое место», вокруг деревни всегда было много змей: ужей, гадюк и даже полоз, которые встречались в песчаниках «Ильhитахада». С северной части к деревне подходит березовый лес «боохолдэй бургааhайн» – чертов лес. Говорят, что когда-то жила в Куркате очень красивая девушка по имени Будаалай, то ли заблудилась в этом лесу и погибла, то ли из-за зависти извели ее и сгубили, но призрак этой девушки бродит всегда в этом лесу. До сих пор дети избегают собирать тут ягоды, хотя лесом уже и не назовешь, вырубили на дрова. Об этой красавице остались слова в народной ехорной песне «Алаарай – будаалай».
В свое время деревня была большой, более 100 дворов в 1924 году из воспоминаний местного жителя Данилова В.С., в Шарнууд или Чернуде, которые относятся к Куркатам, было 50 дворов. На сегодняшний день в деревне имеется 30 дворов и всего две улицы: Центральная и Молодежная. Население: в 1955 году жило – 198 человек, 140 человек по переписи 2010 года, на данный момент проживают около 120 человек. Многие выехали в города, поселок Кутулик и село Аларь.
Подготовила Людмила Буяхаева
По материалам А.В. Батаевой
Фото с интернет-сайта
|