Пятница, 26.04.2024, 07:42
Окружная газета "Усть-Ордын Унэн"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Ноябрь » 26 » Об имени твоем, село
12:24
Об имени твоем, село

Привлекательный Бахтай и его легенда

На бурятском и монгольском языках слово «баха» обозначает радостную эмоцию, немного различаясь в оттенках. На монгольском – восхищение, радость, гордость. На бурятском есть форма, близкая по звучанию к названию Бахтай: «бахатай» – влекущий к себе, привлекательный, милый. «Бахатай басаган» – симпатичная девушка, «бахатай морин» –замечательный конь. Какими бы чувствами не руководствовались люди, основываясь в Бахтае, это были эмоции радости и восторга.

Село Бахтай находится в Аларском районе. Существует еще несколько топонимов происхождения села Бахтай. Так, в «Топонимическом словаре Аларского района» Жана Александровича Зимина записано: Бахтай (Бахтайская падь) – от бурятского слова «Бахтай» – замечательное, влекущее к себе, привлекательное место. Также предполагают, что Бахтай значит лягушачье место, от бурятского слова «Баха – лягушка». От монгольского – «бахтай» – радостный, радужный, от якутского «бахтай» – провалиться, пропасть.

Согласно преданиям, записанных у местных знатоков старины, улус Бахтай был основан во второй половине 17 века, родоначальником бахтайских ноеотов Тумааном. Отсюда видно, что история Бахтая насчитывает три с половиной века.

В легенде о происхождении Бахтая сказано, что наши далекие предки, когда-то давным-давно ушли в Монголию, там им не понравилось, и они вернулись в Хоринские степи. Недолго жили там. Потом перекочевали на Западную сторону Байкала, в долину Куды – «долина сватов». Из долины Куды они двинулись к берегам Осы, к правобережью Ангары, и поселились в непролазной тайге Хутанки и Обусы.

Среди поселенцев тайги был наш предок Ноен Буура. У него было два сына – старший Тумаан и младший Жумаан. В той глухой тайге – также жили хамниган Замог со своим сыном. Они охотились на всяких таежных зверей. Братья Тумаан и Жумаан вырыли в тайге глубокую яму-ловушку, обложив ее изнутри валежником, а сверху прикрыв хворостом. Яма предназначалась для великана тайги – сохатого. Однако в ловушку попала охотничья собака Замога и подохла там. Пригорюнился старший из братьев Тумаан, сын Ноен Бууры. Он знал, что Замог вспыльчив и мстителен.

– Плохи наши дела. Идет сюда Замог, полыхая злостью из ноздрей, – сказал он брату.

Замог не заставил себя долго ждать. Пришел он вместе с сыном.

– Собака кормила нас, без нее у нас нет охоты! – кричал Замог.

Сыновья Ноен Бууры не перечили соседу по тайге.

– Есть у нас здоровенный бык, пяти лет от роду, да волчья доха, крытая шелком. Вот и все, что есть у нас. Крупнее нашего пороза нет быка далеко вокруг, а доху отец наш, Ноен Буура, из самой Монголии берег. Что хочешь, то и бери за свою собаку, – сказал старший из братьев.

– Давай, отец, пороза возьмем, много мяса будет у нас, – воскликнул сын Замога.

Отец послушался его. Замог увел быка на длинном ременном поводу. В таежной чаще бык стал упираться. Отец велел сыну погонять, накручивая быку хвост.

Но пороз Тумаана и Жумаана был своенравен, никогда не давал себя загнать в загон и частенько на таежных полянах и у водопоя отгонял волков от стада коров. Пороз упирался и страшно, как дикий зверь, ревел.

Тогда сын Замога пуще стал накручивать ему хвост. Бык вовсе рассвирепел и, поддев Замога острыми рогами ниже пояса, подбросил его вверх, поранив ему сокровенное место. Рассердился отец на сына и, закричав: «Мяса тебе захотелось, ненасытное пузо!» – охотничьим ножом распорол ему живот.

Сын Замога умер.

Прошло немного дней, и Замог злее злого снова засобирался к братьям Тумаану и Жумаану.

Тумаан сказал своему брату.

– Теперь нам не будет здесь житья. Уходить надо. И братья подались на южную сторону, к Ангаре. Подошли они к правому берегу нашей великой реки, к тому месту, где нынче стоит деревня Середкино. На другом берегу, против самого широкого течения Ангары, названного Бахтайским таляаном, братья заметили человека.

– Принимайте нас, за нами погоня, – в один голос закричали братья Тумаан и Жумаан. Хотя на этом месте Ангара раскинулась в ширину на добрый километр, но братьев услыхали на том берегу.

– Сооружайте лодку заби, –донеслось с левого берега.

Братья содрали кору с вековых лиственниц и бересту со старых кудрявых берез и соорудили лодку. На ней братья без весел, управляя одним березовым шестом, преодолевая мощное течение, с трудом переплыли широкую реку.

На том берегу их встретил незнакомец. Этим незнакомцем был самый меткий стрелок из рода Хулмэнга-Дэгдэхэй-мэргэн. До него высокая честь носить звание мэргэна – лучшего стрелка от Ангары до Саянских гор пренадлежала Аларскому мэргэну с далеких подножьев Саян.

Едва успели братья переплыть на левый берег реки, как подоспела погоня. Дэгдэхэй – мэргэн через всю ширь реки крикнул:

– Не спеши с переправой, прежде испытаем силу! Сверни потник в три ряда. Я стрелой пробью его насквозь!

Замог приготовил войлочную мишень. Дэгдэхэй нацелился прямо в мишень и пустил стрелу, не спуская глаз, наблюдал за легким колебанием оперения летящей стрелы:

– Моя стрела не падает сухой на землю, не окропившись кровью.

И верно, его стрела, пробив трехрядный войлочный потник Замога, сразила сидевшую в гнезде дрофу. Замога взял страх: теперь ему придется иметь дело не только с сыновьями Нойон Бууры, но и с волшебным стрелком, ставшим их покровителем. Он решил, что лучше не испытывать больше их терпения, и ушел восвояси в самую глушь тайги.

Тумаан – старший сын Ноен Бууры – решил поселиться на правом побережье Ангары. Младший сын, Жумаан, надумал вернуться в Хутанку, на земли отца. Попрощались братья. Жумаан, сев на берестяную лодку, вновь переправился на левый берег. Хулмэнгский мэргэн сказал:

– Я рад хорошему соседу. Даю тебе земли от Приангарской степи до Тугэсэга.

Поблагодарил его Тумаан и пошел вверх по широкой долине, которую теперь называем Бахтайской. Долго он так шел, и вдруг почудились ему детские голоса и блеяние ягнят. Осмотрелся вокруг: никого нет. Снова слышатся детские голоса, плач и звуки большого стада.

– Это место счастливое, тут я и остановлюсь, – сказал самому себе Тумаан, сын Ноен Бууры.  И верно, жил он здесь счастливо. Его потомки умножались числом, образовав в последующем пять самостоятельных улусов: Большой и Малый Бахтай, Апхайта, Мальта, Гричехон.

По преданиям, первыми поселенцами улуса были буряты ноетского народа. Новая местность им понравилась, поэтому и назвали «Ехэ Бахта». В последствии, при административном оформлении улус был назван «Большой Бахтай».

Подготовила Л. Буяхаева

по материалам С.П. Мокиной

Просмотров: 132 | Добавил: unen6464 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024uCoz