История села Хокта
Село Хокта в Осинском районе возможно произошло, от бурятского слова Хуhатай – берёзовый. Входит село в муниципальное образование «Каха-Онгойское». Также существует еще такой перевод – от бурятского существительного хог (мусор, сор) + суффикс та; отсюда получается «мусорный», «сорный».
По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года согласно статистическим данным С. Патханова 1912 года, приведенным в статье Г. Богданова в газете «Знамя труда» от 22 ноября 1991 года, в Хоктинском улусе было 49 хозяйств с 266 душами населения, а во втором Билантовском улусе, примыкавшем к Хокте, тоже 49 хозяйств с 197 душами.
Таким образом, всего в Хокте 100 лет назад проживало 463 человека. Эти улусы до 80-х годов разграничивались невысокой продолговатой горкой Улаан Боори, ныне снесенной на прокладку автодороги, ведущей в Осу, а также строительства стадиона и засыпку улиц в Хокте. Основным занятием населения в начале XX века оставались скотоводство и хлебопашество.
Хокта – в прошлом улус, издавна населенный бурятами, относится к Хогойскому роду, расположенный в Кахинской долине, между Мольтой и Онгоем. Название Каха связывали в прошлом с большим лесным пожаром, приведшим к высыханию местности. В конце XIX века улус Хокта делился на несколько айлов, состоящих из родственных семей и стоявших друг от друга на небольшом расстоянии. На самом верху улуса по течению реки Каха – айл Билаантан, на нижнем конце улуса – Сэдээтэн. Между ними располагались другие айлы: Хото-Ураг, Ханхалтан, Борто-Ураг и другие. На левобережье – Тархайтан. В летний пастбищный период все жители Хокты со скотом и скарбом – перевозимым имуществом перекочевывали в летник (Зуhаландаа), расположенным на правом берегу реки Оса, напротив Русских-Янгут. Там были построены добротные деревянные юрты разных форм с загонами и сараями для скота. В каждом айле имелись наружные глинобитные печки для выпечки хлеба. В летнике в основном находились женщины и дети, а мужчины пребывали в зимниках, работая на полях и присматривая за постройками, заготавливая сено, затем убирая хлеб. Наведывались в летник, чтобы отдохнуть с семьей и во время перерыва между сезонными работами, и во время праздников: Тайлаган, Сур-Харбан. Сезонные перекочевки были удобны тем, что давали возможность сохранить от потрав посевы и покосы в самом улусе. Там в разгар лета устанавливалась полная тишина. А по вечерам в летнике собирались у горящего очага, в центре юрты, старики и старушки. Рассказывали много интересного о былом, загадывали загадки. Разные формы фольклора были в то время своего рода «народным университетом», расширяли в какой-то мере кругозор людей. Перекочевки в летник продолжались до 30-х годов. С созданием колхозов в летник стали переезжать только доярки и пастухи с колхозным стадом, а в 60-х годах перекочевки прекратились совсем.
Хокта сегодня – административный центр Кахинской долины, состоящая из восьми улиц с населением около 400 человек. В 1980-90 годы построены здесь типовая средняя школа, административное здание села, личные дома жителей и другие объекты.
Подготовила Людмила Буяхаева
по материалам Т.А. Атутовой
|