Шутхалун от бурятского слова «шутhа»
Улус Шутхалун расположен в Баяндаевском районе, находится на границе с Качугским районом и протянулся вдоль старого Якутского тракта почти на 3 километра. По преданию, Эхирит имел одного сына Зонхи. А у него было четыре сына: Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно, Сагаан. Потомки Хэнгэлдэра и Шоно создавали свои рода под своими именами. 3-й сын Алагтай имел одного сына Амара. У него было 4 сына: Найта, Энхэ, Асай, Осой. После смерти Амара его жена Абзай родила внебрачного сына Абая. Четыре старших сына образовали большой Абзаевский род, а Абай образовал малый Абзаевский род. Абзай была умной и энергичной женщиной. Братья Алагтая хотели отнять у нее сыновей и имущество, а саму прогнать, но она сумела защитить себя и ушла с сыновьями в свой род. Абзай воспитывала сыновей, учила охотиться. Они отличались ловкостью и храбростью, за что их и возненавидели родственники со стороны матери. Тогда Абзай вынуждена была вернуться в род мужа. Сородичи ненавидели их и презрительно называли по имени матери Абзайн хубууд «Абзаевы сыновья». Эта мужественная женщина, проявившая немало упорства, выдержавшая большие жизненные трудности, и дала имя новому роду.
Найта, старший сын Амара, первого абазаевского рода правнука Эхирита по преданиям, будучи женатым, поселился совершенно отдельно от своих сородичей в глухой чащобе тайги. Он впервые приручил лошадей к езде, завел козу и потом корову. С подросшими сыновьями построил деревянную восьмиугольную юрту, и семья перешла из шалаша в юрту. Улуса этого не существует. Носит его имя поселенческая библиотека – Найтуевская, которая находится в деревне Шутхалун. До 1936 года в Шутхалуне проживали только Александровы – кулаки. На месте, где сейчас расположена деревня жило всего 5 семей и назывался этот улус «Хадяhан яhал». Жители улуса занимались скотоводством и землевладением. К очень зажиточным относились 3 брата Александровых. Жили они недалеко друг от друга. Затем деревня получила название Найтуй, а после переименовалась в Шутхалун, от бурятского слова «шутhа», что в переводе означает «собранные отовсюду». Жители деревни съехались сюда из 14-15 улусов: Мухурь, Бортой, Ябаха, Молой-Халадэ-ураг, Будараг, Зугэ-ураг, Унгэрин-ураг, Шунhен, Молой, Хотогор, Халга, Толгой, Красный Пахарь, Подток (родословная Абзая). Это произошло в послевоенные годы, когда началась ликвидация малых деревень.
На востоке Шутхалуна возвышается священная гора Орголи. С давних пор у подножия этой священной горы шаманы приносят жертвоприношения, молятся богам, устраивают тайлганы. Говорят, что гора названа в честь предка Ойлонго, который был большим шаманом. Сейчас на горе не растут деревья, а когда-то здесь стоял лес, на деревьях гнездились орлы. Много разных слухов и легенд существует насчет этого уголка природы. Священная гора Орголи нашла отражение в обрядовых песнях, сказаниях, улигерах, легендах бурятского народа. Легенда гласит, что когда-то один местный житель срубил на горе Орголи все деревья. Боги наказали его – вымер весь его род. С тех пор так повелось, что с горы Орголи никто ничего не приносит домой. У ее подножия несколько веков протекает чистая, холодная, глубокая река Унгура. Говорят, она берет начало далеко в тайге, где есть озеро, которое не замерзает даже зимой. Прежде здесь жил эвенк по имени Унгэрэ. Буряты, осевшие на этой местности, получили название унгуринские буряты. Про Унгуру есть предание: давным-давно хотел богатый эвенк выдать свою дочь замуж за старого богача. Но воспротивилась красавица Унгура, полюбившая сына батрака, и, подойдя к обрыву, прыгнула в глубокие воды безымянной реки. С тех пор реку называют Унгурой.
Подготовила Людмила Буяхаева
По материалам Н.А. Ильиной
|