Резвый, игривый, шаловливый
Сегодня в нашей рубрике мы расскажем о селе Аляты Аларского района. Название села произошло от названия знаменитого озера, которое является гордостью местных жителей и славится своим бурным нравом. Согласно трактовке краеведа С. Гурулева, название образовано от бурятского слова АЛЯА – резвый, игривый, шаловливый, шалун, баловник. Такую же трактовку дает другой ученый-краевед М. Мельхеев, объясняя это тем, что «на озере бывают значительные волны, которые серьезно могут «подшутить» над смельчаками – пловцами».
По данным статьи «К вопросу о выходе хонгодоровских родов из Монголии и расселения в Алари» ученого, краеведа Ж. Зимина из книги «Этнические и историко-культурные связи монгольских народов» говорится, что улус Аляты образован поздними переселенцами хонгодоров из Монголии, относящимися к родам ашхай, ашата, хотогойто. В 1854 году отмечен улус Алятский, в котором проживало 10 душ. В 1874 г. в улусе проживало 129 человек».
Озеро Алят является наиболее значительным водоемом в южной части Иркутской области. На юге находится исток реки Аларь, а на севере в него впадают реки Бабагай и Мардай. На озере Алят обитает выпь, местные эту водоплавающую птицу называют «уhанай буха», т.е. водяной бык. В озере водится рыба, например, знаменитый на всю Иркутскую область алятский карась, также есть сорога, гольян, иногда появляются щука и окунь.
Аларцы считают озеро Аляты священным, его водам приписывают целебные свойства.
Ученый Ц. Жамцарано в своих путевых дневниках за 18 июня 1903 г. пишет об озере Алят: «Недалеко от Аларского дацана есть озеро Алят. Вот что говорят буряты про него. Когда-то давным-давно ушла бурятка от нелюбимого мужа. Ей страшно хотелось пить. Она увидела глубокую-преглубокую котловину и стала спускаться в нее. Шла вниз целый день, на самом дне оказалось немного водицы. Она напилась, причесалась и умылась. Как только стала она подниматься вверх, почуствовала себя бессмертной, и теперь она жива, молода. Вода была «амиды yhан» (живая вода), на том месте, в котловане, образовалось озеро Алят».
Среди местных жителей бытует еще одно предание об образовании озера. В нем говорится: «Раньше озера не было. Когда-то на его месте была широкая и глубокая котловина с лугом и лесочком. На этом месте девушка одного из окрестных бурятских улусов любила пасти своих овец. В самом центре котловины из-под массивного камня бил чистый холодный родник, куда пастушка со своими овечками ходила пить воду. Как-то раз подружки рассказали ей, что под камнем зарыты сокровища. По другой версии, они рассказали ей, что под камнем находится какой-то мифический зверь, который щедро одарит того, кто его освободит из заключения. Доверчивая пастушка решила откатить камень с того места и вырыть под ним яму. Когда камень откатился в сторону, из-под него вырвался бурный поток воды, который утопил всех овец и вскоре затопил всю котловину. Наивная пастушка чудом спаслась. Вскоре вода успокоилась, и изумленная девушка увидела озеро. Она вернулась в свой улус, а когда ее спросили, куда девались овцы, она простодушно ответила: «Аляа забрала».
Жители Алят относятся к озеру с почтением, бережливостью. Его водой в старину лечили множество болезней – водой из природных источников лечили глаза, из ила делали ванны и компрессы, кожей карася лечили кожные заболевания. Местные жители занимались и занимаются рыболовством.
В 2 км на юго-западе от Алят находится знаменитый источник Аршан. Аршан для жителей Алят и окрестностей – это заповедное место, также оно служит местом поклонения. По свидетельству Петра Баторова, еще в XIX веке воды источника лечили у людей желудочно-кишечный тракт, глазные заболевания, кожные заболевания. В начале XX века шаманы, совершая обряды на источнике, избавляли от многих болезней. В 1997 году Шираб лама из Санкт-Петербурга освятил источник и установил символ буддийской веры. Место благоприятно для совершения молебнов.
Также есть еще одно священное место – Святилище Мангилтуйского старца – на горе Маниилта (в некоторых источниках «Мангилта»), расположенной между Алятами и Жалгаем. В древности жил очень сильный шаман по имени Маниилта. Еще при жизни он завещал похоронить его на том месте, где остановится лошадь, которая повезет его тело. Когда Маниилта умер, тело его погрузили на телегу и пустили лошадь в свободном направлении, лошадь остановилась на горе. На этой горе между Алятами и Жалгаем захоронили шамана Маниилта, а гору впоследствии назвали Маниилтын хада. Жители всего села собирались вместе в начале лета на тайлган, чтобы поклониться духам предков. В Алятах территориальным духом является Мангилтуйский старец Егдошка. Он был великим шаманом и завещал похоронить на этой горе. Тело по его завещанию было сожжено на Мангилта. И сейчас здесь устраивается большой тайлаган – молебен.
В 3 км на юго-восток от Алят находится местность Артуха. Существует легенда, что некогда за мальчиком Бурулу пришли буддийские монахи, которые утверждали, что перед смертью один из главных лам указал, что переродится в семье бурята по имени Болдог. Мать мальчика отказалась отпустить мальчика в Тибет, так как в Прибайкалье буддизм был не столь распространен на тот период времени. Тибетские ламы остались на берегу озера Аляты и построили дуган (скорее всего дацан). Ламы ждали и надеялись, что мальчик Бурулу повзрослев, отправится с ними в Тибет. Они вернулись на родину в Тибет только после смерти Бурулу, который не принял буддизма, но стал первым шаманом из рода Будагаевых. Бурулу похоронен в местности Артуха на сосне (как положено было в древности хоронить шаманов). С тех самых пор это место и сосна стали священными. В трудное время выходцы из рода Будагаевых приходят и приезжают в это место и молятся. Шаман Бурулу помогает своим потомкам.
Подготовила Людмила Буяхаева
По материалам М.К. Дельбеевой
|