История Мардая
Деревня Мардай находится в Аларском районе. Откуда же произошло название деревни. По мнению Гавриила Николаевича Богданова, бывшего вице-президента Всебурятской Ассоциации развития культуры, название деревни Мардай произошло от бурятского слова «морин» – лошадь, «дайда» – место, природа. Значит, это словосочетание может быть переведено как «место с лошадьми». Надо сказать, что объяснение вполне понятное, близкое к истине. Буряты в то далекое время занимались скотоводством, рыболовством, охотой, позже земледелием.
Место для деревни выбирали сообща. Старый алятский рыбак рассказал, что раньше протекала речка Мардайка, а когда она стала высыхать, аборигены откочевали вниз к озеру. И вот на такую благодатную землю приехали не только вепсы, но и другие переселенцы из западных районов России.
О происхождении названия «Мардай» можно высказать две версии. Во-первых, в его основе лежат либо эвенкиский «маар» – «марник, поросль низкорослой березы на торфянике», «торфяное болото», «луг», «ель», «болото, поросшее карликовой березой», «кустарник». Либо якутское «маар» – «моховое кочковатое болото (мшина)», «болотистые кочковатые пространства, поросшие кустарником, редким лесом, местами с травяным покровом». А во-вторых, название образовано путём усечения бурятского мардайха – «быть прямым и сухощавым».
По приезду в Сибирь вологодские вепсы построили три деревни: Мардай, Высотская и Жизневка. В Сибири вепсы сложились в артель (это в начале XX века), купили сеялку конную, молотилку, соломорезку, сортировку и пять двулемешных плугов для работы в поле.
За небольшой срок стали привыкать вепсы к коллективному труду. Началась в Сибири коллективизация. Сложившиеся общины тружеников-переселенцев стали прообразом колхозных бригад. Мардай вошел в колхоз «бригадой № 2».
В конце 30-х годов XX века в Сухом Мардае, что находился в 5-ти км от нынешнего Мардая (который в ту пору назывался Мокрым), местные жители Сергей Андреевич Ульянов и Иван Платонович Смирнов построили кирпичный завод.
Началась Великая Отечественная война. С Мардая на фронт ушли 20 молодых парней.
А в хрущевские времена деревня Мардай попала в число неперспективных – было растащено, вывезено неизвестно куда колхозное добро, нажитое совместным нелегким трудом селян, перестали существовать соцкультучреждения. Многие уехали в другие места, переехали на центральную усадьбу колхоза – село Аляты.
И стоит село на своем неизменном месте три столетия. Примечательность этого места в том, что с давних пор здесь жили, да и сейчас продолжают жить представители малочисленного народа – вепсы, относящиеся к финно-угорской группе.
Подготовила Людмила Буяхаева
По материалам М.К. Дельбеевой
|