Монгол-бурхан для эхиритов и булагатов
Из группы семейно-индивидуальных обрядов актуальным представляется выделение культа монгол-бурханов, широко развитого в среде эхиритов и булагатов. В их верованиях монгол-бурханы локализуются в рамках жилищно-поселенческого комплекса и выступают в качестве духов-хранителей усадьбы.
Жертвоприношения монгол-бурханам в прошлом делали довольно часто – раз в месяц, в настоящее время подобный обряд проводится один или два раз в год: весной и осенью, преимущественно весной, когда земля становится черной, то есть в период, когда тает снег. «Монгола кормят перед тем, как скот плодиться начнет, в апреле. Готовясь к обряду, прежде всего, приводят в надлежащий вид усадьбу, двор. Хозяин дома заготавливает дрова для костра, благовония, ритуальную пищу. Варится мясо, в жертву монгол-бурханам готовится любое мясо, кроме свиного, причем, сварено оно должно быть без соли. Готовится белая пища сагаан эдеэн – молоко, молочная водка тарасун. В современное время вместо тарасуна используется архи (водка). Жертвоприношение духу-хозяину усадьбы совершается домохозяином. Мужчина, исполняющий обряд, должен быть опоясан и с ножом. Обряд совершается во дворе или на скотном дворе, при этом ранее «знающий человек» – убгэн (шаман), указывает конкретное место для разведения огня. На указанном месте на землю кладут три камня, символизирующих жертвенник, разводят огонь. Рядом располагают жертвенную пищу: тарасун (водку), молочную пищу, саламат, мясо. Все приготовленные продукты делятся поровну между отдельными монгол-бурханами. Ритуальную трапезу, согласно обычаю начинает домохозяин, а затем все остальные.
Привлекает внимание количество духов, которых обычно бывает в усадьбе несколько. Они могут находиться как в столбах изгороди, так и на различных участках усадьбы. Хозяину усадьбы необходимо выяснить местонахождение монгол-бурханов, их количество. Для этих целей приглашали шамана, который, гадая, указывал конкретные признаки месторасположения того или иного духа в усадьбе (это может быть необычный камень, кочка и т.д.). Обнаружив такое место, делали отметку тремя камнями, чтобы в дальнейшем случайно не осквернить его.
Важным дополнением к образу монгол-бурханов является наличие имени у каждого духа. Каждый монгол-бурхан имеет собственное имя, которое сообщает хозяину усадьбы шаман. Знать имя духа представляется необходимым, поскольку молитва, обращенная к духу, без упоминания его имени, до него не доходит. Монгол-бурханы имеют различные имена, указывающие на поло-возрастной статус – yбгэн хара монгол – дедушка черный монгол, хубуун монгол – мальчик монгол, басаган монгол ‑ девочка монгол, хамган монгол – женщина монгол. В имени монгол-бурхана отмечается также такой существенный признак, как его локативная принадлежность, выраженная цветом. Так, например, хара – черный, является главной чертой уличных монгол-бурханов, хозяев усадьбы. Сагаан – белый выступает эпитетом духов-хозяев дома.
Культ монгол-бурханов содержит несколько любопытных моментов. Один из них связан с характером связи духа с занимаемой им территорией. Монгол-бурхан жестко связан с занимаемой им частью земли. В определенных случаях такая зависимость духа от территории может осложнить жизнь людей. Это относится к тому случаю, когда в жизни любой семьи возникают причины, побуждающие перебраться из одного места в другое.
Монгол-бурхан, оставшись без хозяев, может причинять вред живущим по соседству людям и требовать жертвоприношений, поэтому каждая семья, заселившись в дом, обязательно обзаводится собственными монгол-бурханами.
Многие семьи, совершив обряд кормления монгол-бурханов своего дома и двора, на другой день отправляются на место жительства предков (бывшие летники и зимники), на землю, где 30-50 лет назад жили люди и стояли строения, где угощают и задабривают хозяина родового дома (узур монгол).
Таким образом, в настоящее время, у эхиритов и булагатов залогом благополучного течения жизни и духовного умиротворения является обязательным обряд почитания монгол-бурханов.
Материал подготовлен по публикации Содномпилова М.М., Шагланова О.А.
ИМБиТ СО РАН,
г. Улан-Удэ
|