Моя малая родина
После встречи с ветераном прошло немало времени, никак не мог собраться написать и вот решил: по бурятскому обычаю после Покрова на насиженных местах раз в год надо «кормить монгол», это дань уважения предкам, всевышнему, чтоб сопутствовала удача, скот исправно вышел к весне на пастбище. Для этого нужно побрызгать тарасун или водку, кусочки вареного мяса, саламат, молоко, чай. Нашел родовое гнездо, почистил снег ногами, стал разжигать костер, не горит, окаянная, лучинки отсырели что ли да спички на исходе. Размял газету, слава богу разгорелась, все как по ритуалу сделал, когда водку брызгаю в костер, тухнет, а я же когда покупал, попросил у продавца хорошую водку, да цена кусается этой отравы – 300 рублей, эх куда идем! Остаток в бутылке брызнул вокруг костра, боясь, что огонь совсем потухнет, зажег сигарету, стал дыметь, а так давно отвык от этого дурмана. Смотрю вдаль, до самого горизонта, голая степь, обросшая бурьяном. А здесь же поднимали целинно-залежные земли, сеяли, убирали хлеб, сколько зерна прямо с поля увозили в Усть-Орду, в хлебо-приемный пункт! Здесь же я родился, вырос, за 5 км. каждый день ходили в школу, ты же нас кормила, поднимала, моя родимая земля!
А теперь тебя бросили, исчезли колхозы, совхозы. Кто виноват, конечно, система, видимо, легче купить зерно за рубежом, чем пахать, сеять. Так тоскливо, грустно стало в душе, ностальгия по малой родине.
Собрал свой скарб, поплелся на дорогу, где стоит моя «копейка», приобретенная в начале 70-х годов, сел за руль, завелась родимая, недавно покупал ведь новый аккумулятор, минут 15 грел двигатель. Перекусил привезенную еду, из термоса в кружку налил чай, хорош горячий чай в дороге. Жив буду, приеду через год с сыном или с внуком. Попрощался с малой родиной, тихонько покатил в город к детям.
Yлэн шоно
Багадаа тёёдэйтэеэ байдаг байгааб. Хабар хээрэhээ тугаллаха \неэмнай ерээ \гы, малгаарша болобо, тёёдэйм hабаяа т\шёёд лэ ойн ялгаар дээшээ гараба. Ойн захада гарахадань ехэ шоно \неэемнай таhар татаад, эдижэ hууна. Тёёдэйм hабаагаараа газар тоншоод лэ h\хирээ юм «шоно – шоно», – гээд тэрэнь бодоод, г\зээниинь боошхо шэнги болошоhон ой урууша ябашоо. Гэртээ ерэхэдээ тёёдэйм уйлаhаар ерэбэ, юушье ойлгоо \гы аад, би баhа бархирбаб. Урайни хадаа урда оймнай \дхэн, шубуун, агууд олон байгаа. Намар болоходо аха х\н\\д агнахаяа гарадаг. Нэгэ залуу х\б\\ндэ шоно буугаа, тэрэ х\б\\н нохой гэжэ hанаад, буудан \гы гаргашоо. Тэрээниие Нохоев Андрей Николаевич – ветеран буудажа унагаагаа. Тэрэ шоноео ганзагалхам гэхэдэнь морин «пурд – хорд» гээд байжа \гёё \гы юм, миин ганзагалаад байхадань, х\лэйнь, толгойнь газарта х\рэн байгаа гээд хэлсээ hэн.
Тёёдэйм тэрэниие дуулаад хэлээ: «Тугаллаха \неэемнай эдеэ hэнш, \хэлёё олобо г\ш, хубхай хомхой ш\лэhэндёё садаа \гы \лэн шоно!».
М\нёё болоходо тэрэ дайдыемнай «Харанутский угольный разрез» 50-60 метр доошоо малташоо. Ямар ан, шубууд байхаб даа, тэрэ ялгын амhарта «хортойн булаг» – гэжэ уhан айлханаар х\ни уйлаhан шэнги хайртайгаар урдадаг.
Г.А. Урмаев, ветеран педагогического труда, с. Олой
|