Иннокентий Кузнецов родился 12 декабря 1914 года в селе Дума, ныне село Нукут Аларского района Иркутской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы и курсы трактористов. Работал механиком в МТС. В 1934 году вместе с семьёй переехал в Иркутск. Участвовал в строительстве авиационного завода. Затем работал на нём слесарем. Одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году по комсомольской путёвке направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова, которую окончил в 1940 году.
К началу Великой Отечественной войны он уже свободно летал на новейшем истребителе MиГ-3 и служил в составе 129-го истребительного авиаполка, расположенного в Белостокской области. Этот полк входил в состав 9-й смешанной авиационной дивизии под командованием Героя Советского Союза Генерал-майора С. А. Черных, одного из асов Испанской войны, уничтожившего лично 5 вражеских самолётов (в том числе и новейший истребитель Ме-109B).
129-й авиаполк стал фактически единственным подразделением дивизии, пережившим весь ужас первого дня войны, когда практически вся её техника была уничтожена на аэродромах вражескими бомбардировщиками. Услышав грохот разрывов немецких авиабомб, командир полка капитан У.М. Беркаль, проявив инициативу и немалую личную смелость (в тот момент лишь немногие осмелились нарушить приказ Сталина "не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев"), отвёл эскадрильи полка на запасной аэродром, расположенный в 8 км от границы.
22 июня 1941 года, в первый же день войны, И. В. Кузнецов одержал свою первую победу, сбив бомбардировщик He-111. В то время он летал на истребителе МиГ-3 с бортовым номером "26".
После того, как аэродром Тарново, где базировался полк, был занят противником, вместе с лётчиками и техниками несколько дней пробивался из окружения на восток.
С осени 1941 года служил в составе 180-го истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося к северу от Ржева. В октябре 1941 года назначен командиром звена.
В марте 1942 года, после напряжённых боёв, полк был выведен в тыл на переформирование. В составе 22-го запасного авиационного полка в Кинешме (Ивановская область) И. В. Кузнецов вместе с другими лётчиками полка освоил английский истребитель "Харрикейн".
В июне 1942-го полк переместился под Белгород. Там, участвуя в новых боях, Кузнецов сбил 5 самолётов противника.
В течение месяца напряжённых боёв 180-й ИАП потерял почти всю материальную часть и в конце июля был вновь отправлен на переформирование. На этот раз лётчики получили американские самолёты Р-39 "Аэрокобра" (из числа первых английских поставок), но И.В. Кузнецов, ставший уже командиром эскадрильи, дополнительно освоил Як-1 и некоторое время летал на нём.
В ноябре 1942 года 180-й истребительный авиаполк был переименован в 30-й Гвардейский и теперь имел в своем штате уже 3 полноценные эскадрильи (32 машины).
Но перевооружался и противник. 18 марта 1943 года командир эскадрильи 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии старший лейтенант И. В. Кузнецов во главе четвёрки "Аэрокобр" в районе станции Лиски под Курском встретил незнакомые тупоносые машины с крестами.
"Мы летели двумя парами, когда чуть в стороне и ниже увидели шестёрку немецких истребителей, – вспоминал Иннокентий Васильевич. – Чего тут не атаковать – всего по полтора фрица на брата, да и преимущество в высоте наше! Скомандовал я своему ведомому – и вниз. С первого захода завалил одного. Только смотрю – ведомого нет. Оказывается, я атаковал одну шестёрку, а на моих товарищей свалилась сверху вторая шестёрка и связала их боем. Остался я один против пятерых. Окружили они меня, как разозлённые осы, грамотно так закрутили – и подожгли. Делать нечего – надо выходить из боя, тянуть к аэродрому. Только чёрта с два! Пристроились эти пятеро за моей горящей "Коброчкой" и расстреливают, как в тире. Один, особенно нахальный, почти в хвост сел – видно ждал, когда лётчик с парашютом вывалится, чтобы очередью прошить. Как же стряхнуть его с хвоста? Резко сбрасываю газ, рву ручку на себя, самолёт задирает нос, и скорость гасится. А фашист не успел среагировать. Вижу – он уже чуть впереди и внизу. Решением это назвать нельзя. Мелькнуло только: "На, мать твою!" – и камнем на него. Удар! Треск, жгучая боль по ногам..."
Из-под купола парашюта Иннокентий видел, как вниз осыпаются перемешавшиеся обломки двух самолётов. Так состоялось знакомство с новыми немецкими истребителями FW-190. Но бой на этом не закончился. "Подвешенный" лётчик в горящем комбинезоне стал мишенью для немцев. Спасло то, что высота была уже небольшой. Однако, злоключения продолжались. Кузнецов приземлился на нейтральной полосе, вблизи вражеских окопов. Немцы тотчас же организовали группу захвата, и у Иннокентия с его израненными ногами и обширными ожогами шансов уйти почти не оставалось. Выручили наши артиллеристы. Они открыли заградительный огонь, причём стреляли снайперски – преследователей накрыли, а сидевшим в окопах гитлеровцам не давали и головы поднять. Подоспевшие пехотинцы тащили на плащ-палатке, говорили, что видели таран и что немец не покинул падающий самолёт – вместе с ним грохнулся...
После этого боя командир 30-го Гвардейского ИАП И.М. Хлусович в первый раз ходатайствовал о представлении Кузнецова к званию Героя Советского Союза:
"Командир эскадрильи тов. Кузнецов в 32 воздушных боях сбил лично 7 самолётов (4 бомбардировщика и 3 истребителя) и в группе – 15 самолётов противника. В проведённых 178 воздушных боях его эскадрильей сбито 78 самолётов противника".
Это документ был "оставлен без последствий". За свой подвиг И.В. Кузнецов был награждён орденом Красного Знамени.
Второй раз за награждение И.В. Кузнецова "Золотой Звездой" хлопотал в 1943 году командующий 16-й Воздушной армией С.И. Руденко – и лётчик получил орден Отечественной войны и звание Капитана. Третье ходатайство, поданное в 1944 году, также оказалось "замято".
Зато была получена самая неожиданная и необычная награда. Посетивший советскую передовую американский посол А. Гарриман передал от имени английского короля личный адрес, который для лётчика ВВС РККА начинался до смешного непривычно: "Георг VI – Милостью Божьей Король Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов, Защитник Веры, Император Индии и Основатель Самого Высшего Ордена Британской Империи приветствует Гвардии старшего лейтенанта Иннокентия Васильевича Кузнецова..." И далее британский монарх ставил в известность советского лётчика, что ему присваивается титул почётного члена указанного Высшего Ордена с вручением Рыцарского креста.
Этим награждением (в отличие от "Креста за лётные заслуги") за победы, одержанные на "Харрикейне" и "Аэрокобре", Георг VI указал пример особой воинской доблести для своих верноподданных, которые не очень-то жаловали эти истребители. А вот для нашей военной бюрократии это был пример оперативности – указ был подписан в Сент-Джеймском дворце 19 ноября 1943 года, а уже в январе 1944 года награда нашла своего героя на полевом аэродроме под Калинковичами. И ещё. Обладателями Самого Высшего Ордена Британской Империи в СССР было всего 7 человек. В основном, Маршалы и Генералы...
В апреле 1945 года заместитель командира 30-го ГвИАП Гвардии майор И.В. Кузнецов вылетел во главе четвёрки "Аэрокобр" на прикрытие переправы через реку Одер. Над городом Штернбек лётчики обнаружили 12 истребителей FW-190 и вступили с ними в бой. С первой же атаки Кузнецов сбил самолёт ведущего. Вдруг он заметил, как пара "Фоккеров" атакует его ведомого. Времени для маневра и прицеливания не было, и тогда Кузнецов решил таранить. От удара немец рухнул на землю. Свою повреждённую "Аэрокобру" Кузнецов довёл до линии фронта и посадил на брюхо на нейтральной полосе.
Войну Иннокентий Васильевич закончил в Берлине. Свой последний боевой вылет Гвардии майор И.В. Кузнецов совершил 9 мая 1945 года. Всего во время войны он произвёл 358 боевых вылетов и одержал 28 воздушных побед – 13 самолетов сбил лично и 15 в составе группы, в том числе 2 - тараном. За это время через его руки прошли самолёты различных типов: МиГ-3, "Харрикейн" Mk.IIb, Як-1 и P-39D "Аэрокобра".
За период боевой деятельности Иннокентий Кузнецов был награждён рядом правительственных наград, несколько раз представлялся к званию Героя Советского Союза, однако тогда не получил "Золотой Звезды" Героя! Основной причиной этого стали довольно непростые отношения лётчика с командиром 30-го Гвардейского авиационного полка.
После войны Иннокентий Васильевич расстался с армией, в 1946 году он демобилизовался и вернулся на авиационный завод в Иркутск. Работал мастером группы сборщиков, затем лётчиком-транспортником. В сентябре 1951 года перевёлся на работу в ЛИИ. Окончил курсы лётчиков-испытателей. В 1954 году вернулся на Иркутский завод. Испытывал серийные Ил-28, Ту-14 и Ан-12. В 1956 году принимал участие в оказании помощи Египетским ВВС по обучению их пилотов полётам на реактивном бомбардировщике Ил-28. В начале 1960-х годов он расстался с авиацией и ушёл в отставку. Проживал в Ейске, затем в Геленджике.
Но справедливость восторжествовала и 22 марта 1991 года за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны, майору в отставке И.В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. Не стало нашего Героя в 1996 году. Похоронен в Геленджике, где его имя присвоено одной из школ.
По материалам электронных СМИ
Фото из интернет-сайта
|