Монгольские народы придавали созвездию Плеяд (семи ярким звездам из созвездия Тельца) особую значимость. Плеяды как бы служили им некими «звездными часами». С ними было сопряжено: наступление зимы и лета, когда они показывались на осеннем небосклоне, начинались первые морозы, а весной, с их исчезновением, наступали жаркие летние дни. Кроме того, Плеяды, по всей вероятности, определяли наступление Нового года осенью, в месяце «\\ри» (октябрь), его еще называют месяцем зорь.
«Y\ри hара» в переводе означает «начало, зарождение, ранняя пора, ожидание радостного, желанного», это месяц, когда буряты праздновали Новый год.
«Y\ри hара», «Бахрооб» – по нашему, бурятский праздник, который своими корнями уходит в глубокую древность, когда с утра до обеда провожали старый год, а ровно в полдень буряты встречали новый год. Сохранились интересные заметки о том, как встречали Новый год осенью: «В этот день рано утром хозяин дома сооружал из чистого белого снега пред юртой нечто вроде жертвенника. Рядом расстилали чистую белую кошму, хозяин становился на нее на колени и молился по старому бурятскому обычаю утренней заре и восходящему Солнцу». Совершенно логичен и обоснован ритуал поклонения утренней заре и восходящему солнцу именно в канун Нового года, ведь именно солнце было основным источником света, энергии и причиной движения хода времени, т.е. в преддверии Нового года монголы совершали моления и как бы благодарили солнечное божество за дарование им еще одного года.
Это был один из популярнейших праздников, люди устраивали народные гуляния, варили саламат, ходили друг другу в гости. В этот день хозяин впервые кормил свой домашний скот заготовленным сеном.
Новая луна, первый снег – все это выпадало на 14 октября. В этот день монголы и буряты вместо индивидуального дня рождения прибавляли себе год жизни. Старше на год в этот день становились и животные. Так, например, тугал (теленок) становился буруу (годовалым), буруу – хашаригом (двухгодовалым); хурьган (ягненок) – т\лгэ (годовалым); унаган (жеребенок) – дааган. Эта традиция прибавлять возраст скоту осенью сохранилась у бурят до сих пор.
А.В. НАГОСЛАЕВА,
ведущий методист отдела народного творчества ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества»
|