С 11 февраля в Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов открылась выставка «Дархан – кузнец, творец, созидатель», посвященный обрядово-культовому искусству бурят Предбайкалья.
Основной идеей выставки является отображение сложного духовного мира кузнечества, его преемственности, переосмысления и трансформации в творчестве мастеров центра.
Кузнечное дело исстари пользовалось у бурят уважением, и люди, занимающиеся этим делом, окружались большим почетом. У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Кузнецы изготавливали орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи, ножи, топоры и т.д. Большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи.
По древней легенде небесный кузнец Божинтой, исполняя волю небожителей тэнгриев, отправил на землю своих детей, чтобы они научили людей ремеслам. Таким образом, в бурятской среде образовались кузнечные роды – «дархан удха», мастерство которых передавалось из поколения в поколение.
Кузнечество, дарханство рассматривается в бурятской культуре не только как ремесло, как ковка по металлу, чеканка, изготовление украшений, а в более широком смысле, применительно к любой отрасли изменения материального мира. Дарханы –это и живописцы и ваятели. Этот творческий дар несет каждый из мастеров с рождения.
В экспозиции выставки представлены работы мастеров по художественной обработке металла Эдуарда и Юрия Куклиных. Это традиционные женские украшения, комплекты мужских украшений (пояс, нож, огниво), шаманская атрибутика, конская упряжь. Эти два прекрасных мастера в точности повторяют работы прошлых веков, соблюдая все тонкости изготовления.
Для погружения в тему кузнечного мифа Анжелика Алсаткина подготовила инсталляцию из ивового прута, дерева, кожи и металла, отображающая трехслойность мифологического мировоззрения.
Также представлены гобелены из конского волоса Екатерины Осиповой, декоративные панно из войлока Маргариты Алексеевой и Юлии Харгаевой, абстрактные графические и живописные произведения Валентины Ажуновой и Виктории Банаевой, посвященные кузнечным божествам, онгонам, духам и предкам.
Каждая работа богата своим содержанием, духовностью, ведь что бы не сделал человек, он всегда это делает с любовью, терпением, влаживая свою душу. Поэтому все работы – отражение внутреннего мира каждого художника.
Работы, которые представлены на выставке требовали от мастеров огромного усердия, сил на поиски информации о жизни наших предков, о костюмах, украшениях, которые создавались еще давным-давно. Поэтому их труд действительно заслуживает высокой оценки. Благодаря сотрудникам центра мы много узнаем о жизни и быте наших предков. И каждое искусно созданное изделие несет в себе колоссальную информацию, помогая не забывать о своих корнях, соответствовать их духовности.
– Мне безумно нравится находиться здесь, видеть эти прекрасные работы. И каждый раз я удивляюсь мастерству художников, которые творят такие чудеса, это действительно дар. И, конечно же, хочется поблагодарить всех мастеров за их труд, за возможность окунуться в мир наших предков, узнавать про них что-то новое, ведь каждый человек должен стремиться совершенствоваться, а знание своих корней и истоков – это начало духовного обогащения человека, – поделилась с нами Анастасия Манзаева.
Мастера рассказали участникам выставки о проделанной работе, о том какими силами им удавалось зацепиться за совсем крохотную информацию, фотографию и развивать ее, конечно же, добавляя свои художественные идеи, свое современное видение и в глазах каждого мастера читалось глубокое удовлетворение и радость от проделанной работы.
Людмила Буяхаева
Фото автора
|